Если вы до сих пор думаете, что Достоевский – это скучно, вы просто не смотрели его в правильной адаптации.
Для начала давайте уточним: речь не об одном сериале. «Преступление и наказание» экранизировали десятки раз по всему миру – от советских шедевров до японских аниме. Но вопрос «стоит ли смотреть» обычно возникает вокруг самой громкой и современной версии – 8-серийного российского сериала 2022 года с Игорем Петренко в роли Порфирия и Юрием Борисовой в роли Лужина.
Короткий ответ: Да, но с важными оговорками.
Почему это стоит вашего времени:
- Это не школьная программа. Это не буквальная, зачитанная до дыр экранизация. Это – интерпретация. Режиссёр Дмитрий Светозаров переносит действие в современную Россию (условные 2010-е годы). Раскольников – не бедный студент в цилиндре, а талантливый IT-специалист, создавший успешное приложение. Старуха-процентщица – его алчная соседка, скупающая и перепродающая квартиры. Этот перенос работает шокирующе хорошо. Внезапно философия «тварь я дрожащая или право имею» из абстрактной теории XIX века становится пугающе актуальной для современного технократа, возомнившего себя сверхчеловеком.
- Блестящий актёрский ансамбль. Игорь Петренко в роли Порфирия Петровича – это не уютный советский следователь, а умный, ироничный, современный оперативник, который ведёт свою психологическую игру с Раскольниковым на равных. Это одна из лучших трактовок образа. Юрий Борисов в роли Лужина – откровение. Он мерзок, комичен и страшен одновременно.
- Атмосфера. Сериал снят в мрачных, дождливых, серых тонах Петербурга, который идеально передаёт дух безысходности и экзистенциального тумана, окутывающего героев.
С чем придётся смириться (или почему вы можете возненавидеть этот сериал):
- Это не дословный Достоевский. Если вы ждёте точного следования тексту, костюмам и диалогам XIX века, вас ждёт разочарование. Здесь нет Мармеладова в полном униформе пьяницы, а Соня – не совсем та невинная спасительница, какой мы её помним. Создатели смело меняют сюжетные ходы и характеры для нужд своей концепции.
- Мрачно и медленно. Сериал не боится быть нервирующим и депрессивным. Здесь нет динамичного экшна. Это медленное, методичное погружение в больную психику главного героя. Это не развлечение, это интенсивная психологическая драма.
- Спойлеры. Если вы не читали книгу, сериал полностью уничтожит все интриги и неожиданности сюжета.
Вердикт:
Смотреть обязательно, если:
- Вы знакомы с книгой и хотите увидеть смелую, современную и умную интерпретацию.
- Вам интересен не столько сюжет, сколько философские вопросы и психология персонажей.
- Вы цените качественную отечественную драму с сильными актёрскими работами.
Отложить в сторону, если:
- Вы ждёте классическую, исторически точную экранизацию.
- Вы ищете лёгкое развлечение на вечер.
- Вы планируете читать книгу и не хотите знать финал.
В конечном счёте, этот сериал – не замена роману, а мощное и спорное дополнение к нему. Он заставляет задуматься: а не живут ли идеи Раскольникова в головах современных «сверхлюдей» из Кремниевой долины? И от этого вопроса становится по-настоящему страшно.