Триллионы, которые никто не видит
Государственный бюджет России — гигантская финансовая вселенная, где ежегодно исчезают триллионы рублей. При колоссальных доходах от нефти, газа и налогов миллионы россиян продолжают жить в бедности, больницы и школы разрушаются, а инфраструктура приходит в упадок. Куда же на самом деле уходят народные деньги? Почему при таких ресурсах мы постоянно сталкиваемся с дефицитом и секвестром? Это расследование приоткрывает завесу над одной из самых темных тайн современной России.
Бюджетный процесс: Иллюзия контроля
Согласно Бюджетному кодексу РФ, федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Процесс его формирования выглядит идеально на бумаге: правительство прогнозирует доходы, учитывает потребности различных сфер, разрабатывает параметры бюджета, который затем обсуждается в парламенте.
Но реальность гораздо мрачнее. Как показал опыт Эстонии, перешедшей на бюджетирование по результатам, сам по себе принцип составления бюджета не гарантирует прозрачности. Искусственность и непрактичность бюджетного процесса — общая болезнь многих государств, включая Россию.
Государственный контролер Эстонии Янар Хольм признает: "Госбюджет похож на катящийся снежный ком, размер которого регулируется в основном коэффициентами, а не мотивацией эффективности".
Секретные статьи: Бюджетная черная дыра
Одна из самых темных страниц российского бюджета — секретные статьи, которые рассматриваются на закрытых заседаниях Федерального Собрания. Материалы к этим статьям доступны только председателям палат и специальным комиссиям. Что скрывается за этими статьями?
· Военные расходы, которые выросли с 3% до 6% ВВП, как сообщил Владимир Путин в октябре 2023 года
· Специальные операции и финансирование силовых структур
· Непопулярные проекты, которые не выдержали бы публичного обсуждения
Объем этих секретных статей никогда не раскрывается полностью, что создает идеальные условия для злоупотреблений.
Нефтегазовые доходы: Парадокс ресурсного проклятия
Россия — энергетическая сверхдержава, но это стало ее проклятием. Поступления от нефти и газа составляют значительную часть доходов бюджета — в отдельные годы до 50%. Но вместо того чтобы служить развитию страны, эти ресурсы часто становятся источником коррупции и неравенства.
Парадокс заключается в том, что регионы, добывающие нефть и газ, далеко не всегда процветают. Ханты-Мансийский автономный округ дает 28% всех поступлений в федеральный бюджет, Москва — 16%, Ямало-Ненецкий автономный округ — 10%, Санкт-Петербург — 5%. Таким образом, четыре субъекта Российской Федерации обеспечивают около 60% налоговых поступлений.
Но уровень жизни в этих регионах не всегда соответствует их вкладу. Только в шести добывающих регионах доходы значительно выше медианных по стране. А в нефтегазовых регионах наблюдается более высокое неравенство — индекс Джини в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах выше, чем в Москве.
Военные расходы: Ненасытный Молох
С 2022 года произошел качественный скачок в бюджетных расходах на оборону и безопасность. Если в 2021 году на эти цели направлялось 23,9% расходов федерального бюджета, то в 2025 году планируется потратить рекордные 40,9%.
За 4 года (с 2021 по 2025) расходы на оборону выросли более чем на 10 трлн рублей, что составляет свыше трети в структуре прироста всех расходов.
Это означает, что из каждых трех рублей дополнительных расходов один рубль направляется в военно-промышленный комплекс. При этом социальные расходы в реальном выражении выросли всего на 6,3% за четыре года.
Коррупция и неэффективность: Системная болезнь
Коррупция в бюджетной сфере приняла системный характер. По данным опроса ФОМ, 68% россиян слышали о нарушениях и злоупотреблениях при расходовании бюджетных средств. 54% респондентов считают, что деньги из государственного бюджета расходуются неправильно.
Яркие примеры неэффективного использования бюджетных средств:
· Неосвоенные средства: В Эстонии в 2023 году 13% бюджета (2,5 млрд евро) остались неиспользованными. Хотя это данные по другой стране, аналогичные процессы характерны и для России.
· Откаты и завышенные цены на государственные закупки
· Финансирование мертвых проектов, которые не дают отдачи
Как отмечает Государственный контролер Эстонии, "кому, сколько и на какие цели выделяются деньги из государственного бюджета — это очень и очень существенный вопрос".
Региональные диспропорции: Растущее неравенство
Бюджетная система России усугубляет региональное неравенство. С одной стороны, есть богатые ресурсные регионы, которые генерируют основные доходы. С другой — дотационные субъекты, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
При этом богатство ресурсных регионов далеко не всегда транслируется в благосостояние их жителей. За последние 20 лет разрыв между ресурсными и нересурсными регионами сократился: если в 2000 году среднедушевые доходы в добывающих регионах были на треть выше, то к 2020 году разница сократилась до 5%.
Налогоплательщики имеют право хотеть, чтобы правительство эффективно использовало собранные деньги, и хотеть, чтобы избранные ими депутаты знали, на что они выделяют деньги правительству.
Социальные программы: Фиктивное финансирование
На фоне роста военных расходов социальная сфера финансируется по остаточному принципу. Хотя в номинальном выражении расходы на социальные нужды растут, в реальном (с учетом инфляции) их прирост незначителен.
Так, расходы на человеческий капитал (образование, медицина, культура и спорт) за четыре года выросли на 9,5% с учетом инфляции. Это примерно 2,4% в год — недостаточно для качественного улучшения услуг.
При этом расходы на государственный аппарат (общегосударственные вопросы, оборона, нацбезопасность, СМИ и процентные расходы) выросли на 79,3% за четыре года с учетом инфляции.
Заключение: Бюджет как зеркало государственных приоритетов
Государственный бюджет — это не просто сухие цифры и отчеты. Это зеркало приоритетов государства, которое отражает его истинные ценности. И если в этом зеркале мы видим секретные статьи, непомерные военные расходы, коррупцию и региональное неравенство, то именно это и является настоящей картиной современной российской действительности.
До тех пор, пока бюджетный процесс не станет по-настоящему прозрачным и подконтрольным обществу, вопросы о "пропаже" бюджетных средств будут оставаться актуальными. Простые граждане продолжат задаваться вопросом: куда же уходят их налоги и почему они не видят отдачи от этих колоссальных финансовых вливаний?
"Особенно сейчас, в период жесткой экономии, но не только, необходимо понимать, на что тратятся деньги. Госбюджет должен позволять это делать. В настоящее время это не так".
Бюджетная система России нуждается в глубокой реформе, которая начнется не с изменения формата отчетности, а с пересмотра ключевых приоритетов развития страны. Иначе триллионы рублей так и будут продолжать исчезать в черных дырах коррупции, неэффективности и милитаризма.
Статья подготовлена на основе открытых источников и данных из поисковых результатов. Все совпадения с реальными лицами и событиями являются случайными и непреднамеренными.