Найти в Дзене

Подготовка к школе детей с алалией: что важно знать родителям.

Оглавление

Ирина:- Раз уж мы рассказываем о том, как приводим детей в норму и выпускаем их в большой светлый мир, стоит обсудить момент подготовки к школе. Довольно часто бывает так, что дети сразу после коррекции идут в школу. И это очень ответственный этап: родители переживают, мамы в панике — «нам скоро в школу, а мы не готовы, что же делать?»

Мария:- Тогда давай обозначим тему нашего видео: подготовка к школе детей с алалией, на уровне ОНР-3, после завершения коррекционной работы. Итак, наверное, один из важных моментов: мы понимаем, что коррекционная работа ещё не завершена, но до школы мы успеваем. И как сказала Ирина — вот только заканчиваем занятия, и тут же встаёт вопрос: «А что делать дальше? Ведь скоро в школу».

Подготовка начинается во время коррекции

Мария:- На самом деле открою вам маленький секрет: подготовка к школе у ребёнка идёт уже во время коррекционной работы. Ведь мы формируем элементарные математические представления, учим ребёнка читать — кто-то быстрее, кто-то медленнее, у кого-то хотя бы глобальное чтение, но что-то уже есть. Даже если мы специально на этом не делали акцент. К тому же ребёнок привыкает учиться: он знает, что нужно сидеть за столом, заниматься, слушать, досидеть до конца, а не вставать раньше. Это очень важный момент подготовки к школе — формирование самоорганизации. Так что, можно сказать, независимо от возраста, в процессе коррекции у наших детей уже идёт подготовка к школе. Но, конечно, когда мы понимаем, что этот этап действительно близко, мы начинаем готовиться целенаправленно. Это можно делать прямо на занятиях с ребёнком. Здесь, конечно, многое зависит от возраста и от того, где живёт семья. Если говорить о России, Украине, Белоруссии — там школа начинается довольно резко: «Здравствуй, первый класс!» и сразу настоящая учёба.

Ирина:- Учитель, уроки, задания — всё по-взрослому.

Мария:- Да. А вот у деток, которые живут за границей, всё иначе. Они идут в школу раньше — обычно с пяти лет. Но если ребёнку пять исполняется до конца года, то его могут отправить в школу даже в четыре с половиной. Получается, что там школа начинается достаточно рано. И вот эти первые год-два обучения в школе за границей, я бы сказала, больше похожи на детский сад. У них тоже есть занятия, но в более мягкой форме.

Ирина:- Да.

Мария:- Школа у них устроена так, что основная подготовка к учёбе происходит уже там, внутри. Специально дополнительно что-то делать дома не всегда нужно. Как я уже сказала, у ребёнка к этому моменту есть элементарные навыки — он умеет концентрироваться, немного читать или хотя бы воспринимать глобальное чтение, знает, как заниматься за столом. Этого достаточно, чтобы он вошёл в процесс мягко и смог учиться. Там ведь всё построено очень щадяще: дети много гуляют, играют, работают в кружке, садятся за столики. Система замечательная — ребёнок постепенно втягивается в обучение.

Разные страны — разные подходы

Ирина:- Но есть страны, например Япония, где дети идут в школу с 4 лет, и там сразу серьёзная нагрузка. Поэтому всегда учитывайте, где вы живёте. Вот здесь, в Черногории, например, дети идут в первый класс в 6 лет. И этот первый класс называется «Игра и дружение». То есть основной упор там на игру, общение, правила поведения, дружбу, уважение к учителю. Их вместе водят на экскурсии по городу, они учатся взаимодействовать. А вот со второго класса начинается настоящая учёба: чтение, письмо, математика. По сути, это то, что в России соответствует первому классу. Поэтому, если вы живёте за границей, обязательно уточните, как именно у вас устроена система образования, и в каком возрасте ребёнок должен пойти в школу. Иногда есть возможность немного задержать поступление, чтобы закончить коррекционную работу, а иногда этого не требуется. Наши дети после коррекции уже обладают важными качествами: у них есть усидчивость, настойчивость, внимание, умение слушать и понимать, они могут отличить обращение к себе от фоновых слов. Но самое главное — у них формируется учебная мотивация. Недавно я читала исследование: только 2% детей приходят в школу именно с учебной мотивацией. Большинство российских школьников идут учиться ради того, чтобы «понравиться маме», а остальные и вовсе не понимают, зачем им это. А наши дети знают. Они понимают, что учёба — это интересно и полезно, ведь их хвалили и поддерживали за каждое новое умение. Поэтому они приходят в школу готовыми учиться по-настоящему, а не просто сидеть на уроках.

Мария:- И какой у них интерес самый важный?

Ирина:- Познавательный. Их мозг хорошо развит именно в этом направлении. Я обожаю тему мозга: он ведь любит получать удовольствие от решения задач. Скучное уже неинтересно — решил и пошёл дальше. Так что же включает в себя подготовка к школе, если мы говорим о детях с ОНР-3? Либо когда ребёнок идёт в школу сразу после коррекции, либо если у него ещё есть время для подготовки?

Что входит в базовую подготовку

Мария:- Обычно это три основных направления. Первое — чтение, про которое я уже говорила. Второе — письмо, ребёнка учат писать. И третье — элементарные математические представления: счёт, простейшие задачки. Это та база, которая всегда входит в подготовку к школе. Я сейчас не беру рисование, лепку, конструирование — потому что эти навыки у детей формируются в процессе наших коррекционных занятий, они у них уже есть. Поэтому остаются именно эти три ключевых момента.

Ирина:- Кстати, про элементарные математические представления. Давайте разделять: «математика» — это геометрические фигуры, понятия «больше — меньше», «выше — ниже». А вот «2 + 2 = 4» — это уже арифметика. Я сама недавно удивилась, узнав, что в детском саду сначала изучают именно математику, а потом в школе начинают арифметику.

Мария:- Да, именно поэтому я называю это математическими представлениями, не разделяя на арифметику и геометрию. Ведь наши дети знакомятся с фигурами изначально, и у них это идёт очень хорошо.

Ирина:- Конечно. Мы работаем с выставлением и сравнением по размеру, форме, цвету — по всем возможным параметрам. То есть мыслительные функции развиваются в процессе коррекционной работы очень активно. Без этого невозможно продвигаться дальше, поэтому всё формируется параллельно. Но при этом бывают интересные ситуации. Иногда приходит ребёнок с сенсорной алалией, и мама говорит: «Он у нас знает все цифры, считает по порядку — наверное, математик растёт!» Но на деле ребёнок просто запомнил последовательность символов. Это не математика, это механическая память. Важно, чтобы к концу коррекционной работы ребёнок понимал, что он делает: мог сравнить количество предметов, сложить и вычесть, осознавал процесс. Иначе он будет просто называть цифры, но не связывать их с реальным количеством.

Мария:- Проверить это можно очень просто. Скажем, вы показываете ребёнку яблоки и просите: «Посчитай, сколько их». И тут видно, как он считает: по-настоящему осознавая или просто механически проговаривая: «Один, два, три, четыре…».

Ирина:- «Сколько?» — спрашиваешь ребёнка.

Мария:- Контрольный вопрос: «Сколько?» — а ребёнок молчит.

Ирина:- Или начинает снова перечислять: «Один, два, три, четыре…». Бывает и так: спрашиваешь «Что больше — 10 или 100?» — он отвечает «100». А если «Что больше — 101 или 100?» — говорит «100». И мы понимаем: никакой математики ребёнок не знает, это просто заученные последовательности.

Мария:- Да, для него это как прикольные ящички с цифрами.

Ирина:- Поэтому детям с сенсорной алалией математику нужно обязательно доводить до понимания. Либо к концу коррекционной работы, либо уже дальше, дома с родителями. Нужно учить читать условие задачи, понимать, что требуется сделать, складывать и вычитать в пределах десятка. Этого достаточно, чтобы в школе было куда двигаться дальше. Но обязательно проверяйте — а лучше формируйте осознанные навыки. То же самое и с чтением. Если ребёнок научился глобальному чтению — это ещё не значит, что он читает в полном смысле. Иногда это феноменально выглядит: ребёнок с сенсорной алалией быстро и правильно «читает» целые слова. Но важно проверить — понимает ли он прочитанное?

Мария:- Да, бывает, что ребёнок просто выучил 10–20 слов и узнаёт их зрительно, а мы думаем, что он читает.

Ирина:- Иногда, конечно, бывает и настоящее глобальное чтение, когда ребёнок действительно может читать тексты. В Америке, например, применяют два теста: техника чтения (скорость, правильность) и понимание прочитанного. Говорят, сейчас и в России стали это вводить. И это очень важно. То есть ребёнок с сенсорной алалией может научиться глобально читать быстро и правильно. Но если он не понимает смысл, то это не чтение, а просто перечисление знакомых зрительных образов. Поэтому, готовя ребёнка к школе, нужно проверить: может ли он прочитать небольшой текст и ответить на вопросы по содержанию. Только так мы поймём, что он действительно читает.

Роль родителей и домашних заданий

Мария:- Как правило, когда ребёнок уже на хорошем уровне ОНР-3 — будь то при моторной или сенсорной алалии — и мы понимаем, что скоро школа, то помимо коррекционной работы специалист постепенно включает элементы подготовки к школе. Иногда я даю побольше домашних заданий, потому что к этому времени родители уже очень включённые: и мамы, и папы, и бабушки, и даже няни. Они понимают, что и как делать, а мне остаётся лишь направить. То есть я не превращаю занятия полностью в подготовку к школе — продолжаю работать над речью, потому что важно завершить коррекцию. Но немного элементов школьной подготовки включаю и даю задания на дом.

Ирина:- Во-первых, родители к этому моменту уже знают, как правильно преподносить материал. По картинке они могут понять, какая будет инструкция. А во-вторых, ребёнок иногда устает от чисто логопедических занятий. А если мы подаём тот же материал через математику, задания на внимание, чтение или ответы на вопросы, то ребёнок воспринимает это с большим интересом. Ему кажется, что он занимается «школьными предметами», а не логопедией, которую он уже поднадоела.Поэтому я часто говорю: вот это и это делаем, а дополнительно даю книжечки для подготовки к школе. Сейчас огромное количество хорошей литературы для обычных детей: по развитию внимания, памяти, мышления, по возрастам. Всё это отлично подходит и нашим детям.

Мария:- Да, самое важное — использовать простые книги для подготовки, а не искать какие-то специальные «логопедические буквари».

Ирина:- Абсолютно. Не нужно искать именно логопедические пособия вроде букварей Ткаченко или Жукова. Достаточно обычных, грамотно сделанных книг.

Мария:- Хотя хороший букварь мне всё-таки нравится.

Ирина:- Да, отличный вариант — букварь Воскресенской.

Мария:- Да, букварь Воскресенской мне тоже нравится. Но углубляться в тему чтения мы сейчас не будем — у нас есть отдельное видео, так и называется: «Чтение».

Ирина:- Мы лишь хотим подчеркнуть, что в этот период можно дополнительно заниматься с ребёнком, особенно если он сам просит: «Давай ещё позанимаемся». И вы даёте ему не логопедию, которая уже поднадоела, а задания в игровой форме: раскрасить определённое количество предметов, что-то посчитать. Это и полезно, и интересно.

Мария:- Самое главное — родители должны понять: на этом этапе не нужно искать какую-то «особенную» литературу. Если ребёнок уже дошёл до уровня ОНР-3, то при моторной алалии он вполне способен всё усваивать, при сенсорной — тоже, просто, может быть, немного позже. Обычно это середина или конец коррекционной работы, а не её начало. Тут всё индивидуально.

Ирина:- Да, и чисто методически родители могут использовать самые обычные книжки. Например, мама читает ребёнку инструкцию: проверяет, понял ли он задание. Если не понял — пересказывает другими словами, тем самым расширяя его словарь. Это очень важно, ведь в школе учитель будет задавать вопросы разными формулировками: «сложи», «прибавь», «найди правильный ответ». Для родителей это лишь ещё одна галочка: «Ага, теперь он понимает и такую инструкцию». Это тренирует гибкость мышления и понимание языка.

Мария:- Я уверена, что многие родители под этим видео спросят: «А нужно ли нам идти на какую-то специальную подготовку к школе?»

Ирина:- Я бы сказала: «Да пожалуйста».

Когда лучше начинать подготовку

Мария:- Я бы сказала так: единственный момент для сенсориков — не стоит начинать подготовку слишком рано. Если это начало коррекционной работы, ребёнку может быть тяжело, и есть риск сформировать негативное отношение к учебным занятиям.

Ирина:- Да, тем более ребёнок может начать сравнивать себя с другими и чувствовать, что у него что-то не получается.

Мария:- Правильно. Лучше чуть позже, но основательнее. Пусть он сделает больше, чем если бы пошёл раньше и испытал трудности. Поэтому обязательно обсудите этот момент с логопедом. В принципе, идти на подготовку можно, но не в ущерб коррекционной работе. И очень важно, чтобы там не было «своего логопеда», который решит: «Ой, ребёнку нужно ещё вот это и это».

Ирина:- Да, нужен хороший педагог, с которым можно договориться. Объяснить ему: «Мы сейчас прорабатываем вот такие моменты, у ребёнка есть пробелы, но мы над ними работаем». Чтобы педагог не думал: «Он ничего не знает, ничего не понимает». Наоборот — он увидит, как изменения происходят прямо на глазах, особенно при переходе с уровня ОНР-3 на ОНР-4. Я бы сказала так: если у ребёнка с сенсорной алалией остались поведенческие трудности, то есть два варианта. Либо сначала воспитывать и только потом отдавать на подготовку к школе. Либо сразу идти на подготовку и использовать сам процесс для формирования правильного поведения в коллективе, среди детей. Главное, чтобы педагог был понимающий и поддерживающий.

Мария:- Поэтому специализированная подготовка к школе иногда может быть полезна для нашего ребёнка: там он учится сидеть с другими детьми, ждать своей очереди, формировать учебное поведение.

Ирина:- Но на самом деле все эти вопросы мы решаем индивидуально. Мы знаем ребёнка, его возможности, и вместе с мамой подбираем, куда пойти, какой вариант лучше, как поговорить с педагогом.

Мария:- Особенно если это сенсомоторная алалия. Например, по пониманию ребёнок уже на уровне ОНР-3, а по речи ещё нет. Тогда, конечно, пока рано идти в школу или подготовительные группы. Но опять же — всё индивидуально, всегда смотрим по ребёнку. На мой взгляд, идеальный вариант для детей — когда коррекционная работа завершена, ребёнок «выдохнул», и вы спокойно начинаете готовить его к школе.

Ирина:- Да, например: закончили коррекцию к 3,5 годам, до 6,5 живёте нормальной спокойной жизнью, а потом за полгода проходите подготовку к школе. Тоже отличный вариант.

Мария:- Да, это, конечно, идеальный вариант.

Ирина:- Ну, бывает и так.

Мария:- Да, бывает. Вот, например, у меня сейчас малыш: мы как раз закончим коррекцию примерно к 3,5–4 годам, но он живёт в Англии, и у него времени остаётся меньше.

Ирина:- Да, там ведь другая система.

Мария:- И всё равно есть положительные моменты. Если мы закончили коррекцию и понимаем, что до школы ещё есть время, то можно спокойно идти на подготовку (если она существует в вашей стране и если она действительно нужна). А можно заниматься самим, в домашней форме. Главное — ребёнок попадает в среду, где формируются школьные навыки. Помню, у меня был мальчишка, который выпускался в прошлом году. Мы как раз завершали последние занятия, а он начал ходить на подготовку к школе. И с каким восторгом он мне рассказывал! Для него школа была невероятно интересной: столько всего нового, яркого. Он был в восторге и уже привыкал к коллективу. И вот для сенсориков это особенно ценно — оказаться в среде, где они учатся общению и учебному поведению через живой опыт.

Ирина:- Здорово ещё то, что для детей с моторной алалией сама подготовка к школе может стать сильным мотиватором. Они ведь часто уверены: «Мы уже всё знаем». Хотя на самом деле ещё есть трудности — кто-то картавит, кто-то шепелявит, заниматься неохота. Тогда начинаешь объяснять: «Ты же ходишь на подготовку к школе. Видел там старших ребят? Хочешь быть на их уровне? Хочешь их обогнать?» И ребёнок понимает: чтобы быть как они, надо заниматься. И начинает работать уже с интересом. Некоторых это мотивирует и в школе, а кого-то даже потом в институте — «хочу быть взрослым, умным».

Мария:- А некоторых девочек мотивирует новое платье. Им нравится, что можно красиво нарядиться, когда идёшь в школу.

Ирина:- Да, это правда! Я часто так мотивирую: «Представь, все пойдут в первый класс — с огромными белыми бантами, с новыми рюкзачками и букетами цветов. А ты будешь сидеть у окна и только махать им рукой». И ребёнок сразу: «Нет, я тоже хочу!» И вот это становится отличной мотивацией — «давай выучим то, что осталось, чтобы пойти в школу». Поэтому, дорогие родители, очень важно, каким образом вы сами преподносите школу. Если для ребёнка это праздник, интересное событие, то он захочет туда идти. Первого сентября он ещё не поймёт, куда попал, второго — тоже, но если при этом появляются успехи, то у него формируется позитивное отношение.А вот если постоянно говорить: «Ох, скоро в школу…» — то ребёнок и захочет её избегать. Всё зависит от нас, взрослых. С каким настроем мы его туда поведём, с таким он и пойдёт. И особенно это касается наших детей: они ведь и правда многое умеют, многое знают, и в школу приходят уже очень подготовленными.

Мария:- Да, у нас все дети замечательные.

Ирина:- Это правда.

Мария:- Если так случилось, что коррекционная работа только в начале или где-то посередине уровня ОНР-2, а вам уже нужно идти в школу, мы не будем подробно останавливаться на этом в данном видео. У нас есть отдельная статья, где мы разбираем такие ситуации.

Ирина:- Да, потому что жизнь многогранная, и сценариев может быть очень много.

Мария:- Но всё же я хочу подчеркнуть, почему мы так рекомендуем: лучше сначала завершить коррекционную работу, а потом спокойно идти на подготовку к школе. Есть один маленький, но очень важный секрет. Во-первых, вы себя почувствуете просто мамой, которая взяла ребёнка за руку и отвела на подготовку, — и можете спокойно уйти по своим делам.

Ирина:- Да.

Мария:- А во-вторых, у ребёнка будет эффект узнавания. Он придёт и поймёт, что многое уже знает, потому что получил это во время коррекционных занятий.

Ирина:- Иногда даже больше, чем дети, которые ходили в обычный детский сад.

Мария:- И за счёт этого ему будет легче и интереснее. С одной стороны, он не будет знать абсолютно всего, что дают на подготовке. А с другой — многое для него окажется знакомым, и это создаст радостный эффект узнавания.

Ситуация успеха и уверенность ребёнка

Ирина:- И самое главное — у ребёнка будет ситуация успеха. Он почувствует, что у него многое получается, и это создаёт основу для дальнейшего обучения. Это важно психологически: «Я хороший мальчик» или «Я хорошая девочка», «я могу». В начальной школе самооценка играет огромную роль — ребёнку важно понимать, наравне ли он с другими, лучше он или хуже. Наши дети приходят и заслуженно получают одобрение педагогов: «Да, этот ребёнок молодец, он умеет учиться». И тогда в старших классах проблем бывает гораздо меньше. Для мам это тоже колоссально важно. Есть ощущение: «Я больше не только мама, которая всё время сидит на логопедии. Я сделала всё, что могла. Теперь ребёнок справляется сам. Я молодец». Это облегчает переход. Ведь иногда бывает так: ребёнок пошёл в школу, а мама не готова — она не оторвалась, не отпустила. Можно сказать, что по завершении коррекционной работы происходит «сепарация мамы от ребёнка». Мама уже спокойно говорит: «Малыш, ты ходил на подготовку к школе, у тебя всё получалось. Ступай в первый класс, ты справишься. Второй класс — замечательно, я даже не проверяю домашнюю работу. Ты уже сам всё умеешь». И это очень ценно: мама получает возможность вернуться к своей жизни, работе, отдыху. И при этом подготовка к школе не занимает много времени.

Мария:- Да, буквально пару раз в неделю по часу.

Ирина:- Это не годы занятий, а небольшой промежуток.

Мария:- И если ребёнок уже в норме, он прекрасно воспринимает информацию, то для него это не составит труда.

Ирина:- Итак, вы вливаетесь в обычную жизнь и слышите похвалу от педагогов.

Мария:- И это очень важно.

Школа как праздник и новая жизнь

-2

Ирина:- Да, важно знать, что твой ребёнок хорош. Это нужно каждой маме. Поэтому продолжаем мотивировать детей на школу, занимаемся коррекцией алалии. И к моменту её завершения ваш ребёнок будет практически полностью готов к школе. Даже без специальных подготовительных курсов: где-то чуть-чуть почитать, где-то посчитать — и ребёнок готов. Приходит на собеседование в первый класс, и все говорят: «Ну всё, отлично, мы и не заметили, что когда-то были трудности».

Мария:- А рассказывать об этом никому не нужно.

Ирина:- Конечно. Не стоит афишировать, что у ребёнка раньше были сложности. Их больше нет.

Мария:- Да, когда алалия завершилась — её больше нет. Есть норма.

Ирина:- А во взрослом возрасте, если захотите, сами расскажете. А пока просто проверяйте, что ребёнок действительно понимает и умеет то, что вам кажется. Особенно это касается сенсорных детей.

Мария:- Ну что, видео получилось хорошее.

Ирина:- Да, у нас вообще в этот раз получилось замечательное видео, потому что мы всё ближе и ближе к норме.

Мария:- И это правильно — ведь это уже такие последние видео, которые родители будут смотреть, а потом, как мы и советуем, просто забудут про эту проблему.

Ирина:- Да, и будут жить спокойной жизнью.

Мария:- И не заходить, и не пересматривать нас снова.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Запуск речи, выход из алалии, динамика и результаты детей, которые занимаются у нас:

Запуск речи для неговорящих детей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. Информация для родителей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-3

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?