Допустимым уклоном в российских метрополитенах на подземных участках согласно СНиПу принято значение 40/1000 (40‰), т.е. на каждый километр пути рельсы поднимаются или опускаются на 40 метров. В большинстве случаев этого достаточно при трассировке метротоннелей с учётом рельефа местности и пересечения с реками. Но в некоторых особо сложных и непредвиденных случаях метростроителям приходится превышать установленные нормы, превращая перегон в настоящие американские горки. Впрочем, пассажиры этого особо не замечают из-за регулировки скорости со стороны машиниста.
Сегодня мы собрали подборку из перегонов столичного метро с самыми крутыми и затяжными "горками", которые достигают значения 48/1000.
Кстати, в Петербурге существует пара перегонов с ещё большим уклоном до 60/1000, а именно, Невский проспект - Горьковская и Чёрная речка - Пионерская. Ещё больший уклон до 62/1000 можно встретить в бакинском метро на перегоне Низами Гянджеви - Эльмляр Академьясы.
5. Царицыно - Орехово (45‰)
Перегон мелкого заложения, открытый в конце 1984 года, оказался проблемным, и почти сразу же был закрыт на несколько месяцев на ремонт в связи с просадкой пути, призошедшей из-за вымывания грунта. Тоннели тут проходят под дном Царицынского пруда в районе лодочной станции, что и вызвало протечки. Для преодоления водной преграды пути ныряют под крутым углом в 45/1000 и спускаются с горки примерно 200 метров, а после пруда поднимаются наверх под таким же углом 45/1000 на протяжении 550 метров, что связано с более высоким берегом.
4. Дубровка - Кожуховская (45‰)
Люблинско-Дмитровская линия
Перегон, открытый в 1995 году, является переходным участком с глубокого заложения (станция Дубровка, 62 метра) на мелкое (станция Кожуховская, 12 метров) и строился в сложных геологических условиях. Подъем от Дубровки длиной около 900 метров с крутизной 45/1000 начинается сразу после съезда в оборотный тупик и делает несколько изгибов на своём пути. Перепад высот составляет около 50 метров.
Из-за плохой геологии на станции Дубровка возникли проблемы с проходкой наклонного хода в водонасыщенных грунта, в связи с чем станцию открыли лишь в 1999 году.
3. Петровско-Разумовская - Владыкино (45‰)
Серпуховско-Тимирязевская линия
Затяжной подъем длиной почти километр под крутым углом 45/1000 и кривая радиусом 300 метров перед ним были построены при переходе от глубокого заложения на Петровско-Разумовской (глубина 61 метр) к мелкому на соседней Владыкино (глубина всего 11 метров). Перепад высот составляет 50 метров.
2. Шоссе Энтузиастов - Перово (45‰)
Калининская линия
Перегон длиной 2,6 км, построенный в 1979 году, представляет собой две S-образных кривых с прямым участком посередине, где оставили задел под возможную промежуточную станцию Плехановскую. Затяжной спуск в сторону центра с кривой радиусом 400 метров начинается непосредственно за мелкой станцией Перово (глубина 9 метров) и продолжается 1050 метров под углом 45‰ (высота спуска около 50 метров) к глубокой станции Шоссе Энтузиастов (глубина 53 метра). До 2005 года именно этому перегону принадлежал рекорд по крутизне и длине. Подъем наверх в соседнем тоннеле имеет меньший уклон 40‰.
Перегон считается проблемным. В 1990 году на нем произошла авария с прорывом плывуна и выносом песка на 50 метров тоннеля.
1. Киевская - Деловой центр (48‰)
Филевская линия
Ответвление от мелкой станции Киевская в сторону комплекса небоскребов "Москва-Сити", открытое в 2005 году, изначально проектировалось как мини-метро с кривыми малого радиуса 200 метров и крутым затяжным спуском вниз длиной 550 метров после стрелки у Киевской для перехода на более глубокое заложение и безопасного прохождения тоннеля под руслом Москвы-реки.
На данном спуске уклон составляет вначале 40/1000, а затем увеличивается до рекордных для Москвы 48/1000 на протяжении 450 метров, перепад высот составляет более 25 метров. После спуска был оставлен короткий прямой участок путей под задел для возможной станции под Дорогомиловской заставой. Проходя по перегону, первый вагон 6-вагонного состава оказывается на 5,5 метров ниже последнего вагона.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!