В этом году производитель электроакустической продукции из Тулы «Октава Дизайн и Маркетинг» стал техническим партнером фестиваля национальных культур TerraMelodia. Компания полностью обеспечила мероприятие звуком, предоставив современные модели собственной разработки:
- Цифровые вокальные радиосистемы OWS-U1200H и OWS-U2200;
- Вокальный конденсаторный микрофон МК-207;
- Вокальный динамический микрофон МД-307;
- Конденсаторный инструментальный микрофон МК-012;
- Динамические микрофоны для ударных D-1 и D-2.
- Ленточный микрофон МЛ-52-02
Всего на площадке фестиваля выступили порядка 30 исполнителей. Артисты из разных регионов России и стран мира представили свою музыку в различных жанрах. В микрофоны октавы прозвучало множество необычных композиций, начиная от национальной классики и фольклора, до современных направлений.
Мы пообщались с продюсером фестиваля Марией Огановой о том, как зарождался и развивался проект, самых необычных инструментах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться. А технический директор Евгений Лысенко поделился секретами звукозаписи в рамках фестиваля и подбором профессиональных микрофонов для необычных жанров.
Как появилась идея создать фестиваль Terra Melodia?
— Идея начала формироваться, когда я училась в Российской академии музыки имени Гнесиных. Мне очень хотелось создать мероприятие, в котором наши иностранные студенты могли бы поделиться культурами своих народов. В целом, я хотела, чтобы они были более интегрированы в студенческую жизнь, потому что они всегда держались немного в стороне.
— Оглядываясь назад, я понимаю, что вся моя жизнь вела меня к этому фестивалю. У меня папа дипломат, и, возможно, это тоже повлияло на мой интерес к культурному обмену. В детстве я жила в Монголии, потом в Казахстане. Всегда было интересно читать сказки разных народов, разбираться в культуре.
Как проходил первый год фестиваля?
— Впервые фестиваль проходил в 2023 году как «гнесинское» мероприятие, но на следующий год мы уже стали самостоятельными. Соответственно, артисты тоже стали более разнообразными, хотя многие из них по-прежнему были студентами и выпускниками училища, потому что это оставалось частью моего информационного поля.
Какая главная цель вашего фестиваля?
— Я вижу две главные миссии. Первая — это объединение людей. Ничто так не объединяет, как музыка. И, как ни странно, даже говоря о народах России, мы существуем в одном государстве, но на самом деле очень мало знаем друг о друге, о традициях и обычаях. Для многих людей всё, что за Уралом, сливается в какое-то единое поле, в котором просто «что-то происходит».
— Мне очень хочется просвещать людей о культурах разных народов и тем самым способствовать снижению ксенофобии и разрозненности.
Как вы выбираете артистов?
— Некоторые сами с нами связываются сами, но в целом я отбираю артистов сама. Исхожу из своего инфополя и интереса к этой теме. Использую сарафанное радио — тех, кого сама где-то слушаю, тоже пытаюсь пригласить. В этом году у меня появилась букинг-директор, которая делает свой электрофолк-фестиваль и глубоко погружена в материал, поэтому мы работали вчетвером.
Почему вы выбрали именно площадку «Дикой мяты»?
— Это был осознанный выбор. Во-первых, побывав на «Дикой мяте», я загорелась желанием создать свой фестиваль, во что бы то ни стало. Во-вторых, будучи студенткой, я напросилась на практику. Так что уже была знакома с командой. Когда я пришла к ним и попросила провести фестиваль на поле, они меня в этом очень поддержали. В том числе и в технической части. Мы использовали то оборудование, которое уже было на «поле», в том числе и микрофоны Октавы.
Как обстоят дела с техническим оснащением фестиваля?
— «Октава ДМ» привезла нам много новой аппаратуры в кэмп. Нам даже не пришлось ничего дополнительно покупать, мы использовали только тульский бренд. В этом году с точки зрения оснащения все было на высшем уровне.
Как вы оцениваете сотрудничество с Октавой?
— Хочу отметить, что я этому сотрудничеству очень рада. Я знаю, что вы поддерживаете молодых артистов, но в нашем случае это был полноценный фестиваль. Я сама несколько раз была в музее завода и изучала микрофоны. Относительно взаимодействия - впечатления исключительно положительные, вообще невероятно радует открытость компании. Октава - исторически важный бренд.
Какие самые необычные инструменты были на фестивале?
— Эрху – это старинный китайский смычковый музыкальный инструмент с двумя металлическими струнами, моринхур – монгольский смычковый музыкальный инструмент и ятаг – монгольский струнный щипковый музыкальный инструмент.
— Здесь мы переходим ко второй части нашего интервью, в которой технический директор Евгений Лысенко расскажет о техническом оснащении фестиваля.
Как меняется техническое оснащение вашего фестиваля?
— Оно меняется параллельно с тем, как обновляется оборудование на «Дикой Мяте». Главная новинка, которую я очень ждал, — это набор микрофонов для ударной установки от Октавы D1 и D2. Я протестировал этот набор в полевых условиях и остался доволен.
— У нас было не очень много времени на саунд-чек для барабанов: артистов много, расписание плотное, поэтому настройка проводилась быстро. Я минимально корректировал частоты эквалайзером. Микрофон для большого барабана хорошо работает как с низкими частотами, так и с высокими, так называемым щелчком. С минимальной обработкой микрофон на малый барабан также прекрасно справился, передавая тембр, атаку и все необходимые параметры.
— В этом году стало больше беспроводных микрофонов, в том числе испытали новую цифровую радиосистему OWS-U2200. Часто использовали динамический MД-307. В прошлом году, кстати, радиомикрофонов было всего два, а вокалистов много. Поэтому под академический вокал мы еще использовали MK-207. Все микрофоны показали себя очень хорошо.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
— Наиболее интересные решения приходилось придумывать именно для национальных инструментов. Важно было понять, как лучше их озвучивать. Например, карело-финская лира йохикко — это струнно-смычковый инструмент и цимбалы. Они тихие, поэтому мы выбрали конденсаторный микрофон. Самым подходящим мне показался MK-012 с кардиоидным капсюлем. Эта конфигурация отлично сработала.
— Для степного монгольского моринхура, который у нас на фестивале встречается достаточно часто, мы тоже подбирали микрофоны не без труда. Но одна из моих любимых конфигураций — это, как ни странно, MД-307. Получается специфическое звучание с интересным тембром. В целом микрофоны Октавы очень хорошо справляются с нашими необычными задачами.
Как вы относитесь к отечественным производителям?
— Сейчас, когда есть некоторые сложности с зарубежными поставками, приятно поддерживать отечественного производителя. Особенно когда он действительно может предложить качественные продукты. Для меня, как для звукорежиссера из России, приятно, что у нас делают хорошие, конкурентоспособные микрофоны.
Какие у вас планы на будущее фестиваля Terra Melodia?
— Пока сложно сказать, но в целом мы планируем продолжать помогать людям открывать разные культуры нашей многонациональной страны и других дружественных стран. Хотелось бы пожелать всем артистам продолжать развивать свою культуру, продвигать ее в массы, делать ее более заметной и знакомиться с другими культурами и народами.
Благодарим Марию Оганову и Евгения Лысенко за интересный разговор о работе с артистами, организации и проведении фестиваля.
Мария Оганова — продюсер фестиваля национальных культур TerraMelodia.
Евгений Лысенко — технический директор фестиваля национальных культур TerraMelodia.