Киев требует от Запада гарантий безопасности, аналогичных обязательствам по пятой статье НАТО, но с конкретными механизмами военного ответа. Об этом сообщило издание The New York Times (NYT) со ссылкой на источники.
Авторы материала указывают, что, по мнению украинских политиков, ранее озвученное предложение ЕС носит слишком общий характер и нуждается в доработке.
«Эти гарантии должны быть юридически обязательными, а также предусматривать конкретные шаги и алгоритм действий гарантов», — подчеркнул зампред комитета Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Егор Чернев в разговоре с изданием.
По данным NYT, украинские официальные лица считают, что такое обязательство должно выходить за рамки финансовой помощи или поставок оружия, которые до сих пор составляли основу поддержки Запада, и включать в себя развертывание западных войск.
18 августа президент США Дональд Трамп заявил, что обсудил с главой киевского режима Владимиром Зеленским гарантии безопасности Украине. По его словам, они будут предоставляться странами Европы при координации с США. Глава Белого дома также отмечал, что перспектива по миру на Украине определится через одну-две недели. Глава Белого дома выразил уверенность, что обе стороны хотят заключить сделку. Он также заявил, что трехсторонняя встреча по Украине с участием Путина и Зеленского состоится, вопрос только в сроках.
Помимо этого, президент США высказал мнение, что Зеленский может прекратить конфликт, причем «почти немедленно». Главе киевского режима нужно выполнить два условия — отказаться от Крыма и от вступления в НАТО.
16 августа президент РФ Владимир Путин после встречи с Трампом на Аляске заявил, что Россия готова работать над обеспечением безопасности Украины. При этом он подчеркнул, что для урегулирования конфликта нужно искоренить его первопричины и обеспечить справедливый баланс в сфере безопасности в Европе и мире. В тот же день телеканал CNN сообщил, что Трамп в разговоре с лидерами ЕС предложил предоставить Киеву гарантии безопасности по типу статьи 5 Устава НАТО, но не от лица военного блока, а от лица Вашингтона и Брюсселя.