«Я до сих пор не верю, что он погиб», - говорит Диля Искужина.
Диля и Хайдар Искужины – чета, которую смогла разлучить только смерть Хайдара. Он – боец специально военной операции, а она – верная супруга, надежный друг, любимая женщина, что не оставила его в самые тяжёлые периоды времени.
Диля Ханнановна родилась в семье педагогов в селе Яковлевка: её мама, Зайтуна Курановна Аслаева, учитель музыки Акъярской школы № 1, а отец, Ханнан Бадгетдинович Аслаев, - учитель физики и математики в селе Татыр-Узяк, где наша героиня и проживает на данный момент.
Она окончила Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова, по специальности дизайнер. Преподавала декоративно прикладное искусство в Акъярском горном колледже, после работала в Бурибаевском горно-обогатительном комбинате участковым геологом, а также открывала своё дело по пошиву детской одежды.
«После пяти лет работы в шахте, мне захотелось изменить что-то в своей жизни, и я засобиралась в Москву, но не успела уехать, так как встретила его, - рассказывает Диля Искужина о своём знакомстве с Хайдаром Каримовичем – Мы уже были мельком знакомы до этого, так как я волонтёр и работаю с бойцами, но близкое общение возникло только несколько месяцев спустя после первой встречи».
Хотя у бойцов специальной военной операции не всегда есть возможность выходить в сеть, Хайдар, по словам Дили, старался писать ей и звонить каждый день. Конечно, общение выходило прерывистым, из-за того, что он находился в опасных зонах и выполнял различные боевые задачи, но и за короткий промежуток времени он успел завоевать симпатию Дили.
«Я очень ждала его отпуска, поэтому, когда он приехал, встретила с большим букетом ромашек – уже не помню, откуда у нас это пошло, но ещё по переписке мы гадали, кто и кому вперёд подарит цветы, именно ромашки. В итоге первая подарила я, и это потом стало нашей традицией: дарить друг другу ромашки», - вспоминает она.
После, когда Хайдар Искужин вновь отправился на службу, а Диля всё-таки уехала в Москву, они связывались уже намного чаще – каждые двенадцать дней, когда он мог выходить на связь. «Я писала ему постоянно: скидывала видео, читала стихи – поначалу ему это было непривычно, потому что у него такой застенчивый и замкнутый характер, а потом он уже привык и сам стал просить отправить ещё. За это я его ласково называла «ёжик» - потому что он был такой «колючий», жёсткий, а моя любовь его смягчила», - делится она.
В какой-то момент в жизни Хайдара случился несчастный случай: погиб его лучший друг. Диля рассказывает, что он начал с ней прощаться, настолько сильным был стресс. «Я как раз собиралась ехать домой, стояла на вокзале в Москве, а тут он мне звонит, пишет, рассказывая про случившееся, - вспоминает она. – Я, даже не задумываясь, поменяла билет и поехала к нему в ближайший город, куда он мог выйти, сказала: «Делай, что хочешь, но, чтобы ты там был, ведь я еду к тебе».
Диля также рассказывает, что в тот же день, когда они встретились по ее приезду, Хайдар повёл её в ювелирный магазин: «Я ещё спрашиваю, зачем это, а он говорит: «Как это зачем, мы женимся, или ты не хочешь?». Молодые успели провести несколько замечательных дней вместе, прежде чем бойцу вновь нужно было вернуться к службе, а нашей героине – домой. Следующие месяцы оказались сложнее: штурм за штурмом, и Хайдар все реже мог выходить на связь. В ходе службы он получил офицерское звание: «Вообще все ребята: его сослуживцы, друзья и просто люди, которые его знали, - его очень уважали и уважают, - делится Диля. – Он по природе такой человек – ответственный, стойкий, мужественный, как будто создан для военного дела».
Хайдар Каримович попал в зону специальной военной операции по мобилизации 27 сентября 2022 года и пробыл там более двух лет, успев не только послужить Родине, но и найти свою первую и единственную любовь, которая была ему настоящей поддержкой и другом в сложные периоды.
2 сентября 2024 года у четы Искужиных родилась дочь, и в этот же день Хайдару вручили Орден Мужества: «Он как раз в ту неделю вышел на связь, и я была так рада, что удалось показать ему дочь, хоть и только по телефонному звонку, в первые дни её жизни», - рассказывает Диля. Дочь назвали Сабриной, на данный момент ей десять месяцев, и она только делает свои первые шаги.
От первого брака у Дили Искужиной есть дочь – Ралина, которой сейчас восемь лет. «С Хайдаром они очень тепло дружили: она отправляла ему рисунки, он всегда покупал ей какие-то подарки, - делится она. – Даже был случай, когда у него погиб лучший друг, и мы не могли его успокоить, после пары минут разговора с Ралиной, он прямо-таки на глазах ожил».
К сожалению, Хайдар Каримович не успел увидеть свою дочь и во время очередного штурма, 16 ноября 2024, погиб. «Сейчас я жалею, что не поехала к нему с Сабриной, как только представилась возможность, - с горечью вспоминает Диля. – Он мне никогда ничего не рассказывал, оберегая от плохой информации, но в один из дней позвонил с «нулевой точки», а оттуда он со мной никогда не связывался, я это запомнила, но не придала значения».
О гибели супруга нашей героине сообщили не сразу, а лишь спустя почти месяц, который он официально считался без вести пропавшим, но она рассказывает, что накануне чувствовала себя очень плохо, возможно, на тонком плане чувствуя его боль. «Рано утром ко мне пришли друзья, мои, его и наши совместные, и сказали: «Твой муж, Диля, груз 200», - рассказывает Диля.
Поиск тела она вела сама, найдя Хайдара лишь спустя полгода и с почестью похоронив, теперь на его могиле всегда лежит пышный букет ромашек. «Я опознала его по жетону, татуировкам, но при нём не было обручального кольца, поэтому я всё равно отказывалась верить в его гибель, а потом пришёл конверт, как бы «от него», я долго не решалась вскрывать, но в один из вечеров нащупала через бумагу это самое кольцо. Я надела его и до сих пор не снимаю, не могу», - говорит она.
Справиться с утратой Диле помогло увлечение волонтёрской деятельностью, которой она занимается примерно с 2019 года, и, конечно, верные друзья, которые оказывают большую поддержку. На вопрос, почему именно волонтёрство, отвечает, что по зову сердца: «Мне нравится людям помогать, я считаю, что мы занимаемся правильным делом, ведь если мы не будем помогать, то кто же ещё им поможет».
Помимо занятий волонтёрством, наша героиня единственная со всего района обучается на психолога по образовательной программе для членов семей, а прежде всего женщин - жён, матерей, сестёр бойцов специальной военной операции. Участницы программы овладевают навыками оказания психологической помощи и самопомощи участникам специальной военной операции, а также узнают о методах работы с травмами и посттравматическими стрессовыми расстройствами. По окончании курса, они получают государственное удостоверение о профессиональной подготовке. «Я общалась с женщинами, у которых такая же беда, и это мне очень помогло пережить случившееся, ведь я до сих пор живу по принципу: «А как бы сделал он?». Я привыкла полагаться на себя, и только с ним я могла расслабиться, потому что он сразу сказал, что нет меня, тебя, есть только мы. Мне очень его не хватает, и я, общаясь с людьми, у которых тоже погиб такой же родной и близкий человек, не чувствую себя такой одинокой в этом горе», - рассказывает она.
Диля Искужина утверждает, что, чтобы ни случилось, нужно надеяться, до последнего верить и ждать: «Им там намного сложнее, чем нам здесь, поэтому нужно их поддерживать, не ссорится, разговаривать только о хорошем – мы самые близкие для них. Как однажды сказал Хайдар: «Ты мой лучик света, ты - единственное, что в моей жизни хорошего случилось», - и я рада, что хотя бы на короткий период, как смогла, но его осчастливила».