Смешно же получается? Десятилетиями пугали детей: "Будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ!" А теперь хватаемся за голову — почему никто не хочет идти в строители, и приходится завозить рабочую силу откуда ни попадя.
Вот свежие данные, от которых становится грустно. Из 37 тысяч поступивших в прошлом году в петербургские колледжи только 4300 выбрали строительные специальности. Четыре тысячи триста! На город, где одновременно строится больше тысячи объектов.
Цифры громче слов
Помните недавнее исследование, где сварщик внезапно оказался самой высокооплачиваемой профессией с окладом 228 тысяч рублей? А программисты и аналитики остановились на 200 тысячах. Забавно, правда?
"Раньше нас пугали, что без высшего образования станем никем, а теперь мой сосед-сварщик зарабатывает больше меня с двумя дипломами", — делится Марина, экономист из центра города.
Но есть нюанс, который портит всю картину. На официальных сайтах по поиску работы сейчас висит 4500 вакансий по рабочим строительным специальностям. А резюме с пометкой "ищу работу" — всего 930.
Чувствуете диспропорцию?
Колледжи есть, студентов нет
В Петербурге работает 13 государственных колледжей, готовящих специалистов по 22 строительным направлениям — от архитекторов до крановщиков. Звучит неплохо, пока не углубишься в детали.
Самая массовая специальность — сварщик. Логично, ведь это человек, который при любых обстоятельствах заработает себе на жизнь. Но львиная доля выпускников-сварщиков уходит не на стройки, а на машиностроительные и судостроительные предприятия.
На втором месте — "строитель-универсал" по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Из 780 первокурсников по этому направлению 150 пришли учиться за собственные деньги. И какие деньги! 240 тысяч для девятиклассников, 300 — для одиннадцатых.
Знаете, что забавно? За эти же деньги можно поступить в СПбГУ на прикладную математику. А на философский факультет проходной балл в этом году был всего 145. Сто сорок пять!
Правда, которую не хотят озвучивать
По официальной статистике, в Петербурге на стройках занято 62,4 тысячи человек. Еще 44,9 тысячи — в Ленобласти. Но участники рынка называют совсем другие цифры — 350 тысяч работающих(легально ли?) на всех объектах.
Почему такая разница? Вопрос риторический, но ответ очевиден каждому, кто хоть раз проходил мимо стройки.
"Меня возмущает эта вся ситуация, — откровенничает Сергей, мастер отделочных работ с 15-летним стажем. — Сначала нас всех записали в неудачники, теперь ищут везде рабочие руки. А где их взять, если престижа профессии нет?"
Директор Объединения строителей Санкт-Петербурга озвучивает цифру: на стройках не хватает 30% рабочих. Тридцать процентов! Это каждый третий.
Система образования пробуксовывает
А теперь самое болезненное. Даже те немногие, кто идет учиться на строителей, далеко не всегда остаются в профессии. В одном из крупнейших строительных колледжей из 562 выпускников прошлого года о трудоустройстве по специальности сообщили только 254 человека. Это 35 процентов.
Самый высокий показатель — 57% — у мастеров отделочных работ. Самый низкий — у машинистов строительных машин: всего 8 из 75 выпускников.
Куда делись остальные 67? Этого никто толком не знает.
Кто виноват и что делать
Представители строительных компаний не скрывают проблем. Базовые навыки колледжи дают, но современные технологии внедряются в учебный процесс со значительным запозданием.
"К сожалению, в строительстве все советские знания за 30 лет стали равны нулю, — признается Виталий Ершов из Setl Group. — Мы пытались получить от отделочных организаций качественную технологическую карту для обучения плиточников, но ни одна не смогла ее предоставить. Пришлось писать самим. Полтора года работы!"
Это какой-то замкнутый круг. Студенты получают устаревшие знания, приходят на производство неподготовленными, работодатели разочаровываются и неохотно берут выпускников.
А как думаете, способна ли молодежь из поколения Z работать физически?
Зумеры на стройке: развеиваем мифы
Стереотип о том, что нынешние выпускники не хотят работать, строители считают преувеличенным. За одно лето текущего года крупные компании приняли около 180 стажеров.
"Дело не в поколении, а в качестве профориентации, — уверена Анастасия Докукина из 'Главстроя'. — Если показать молодому человеку перспективы и помочь сделать осознанный выбор, он будет работать с интересом."
"У нас есть молодые ребята, которые быстро растут профессионально, — подтверждает Алексей Булдин из ГК 'Едино'. — Зумеры просто хотят видеть смысл в работе и иметь возможности для роста."
Попытки исправить ситуацию
Кое-что все-таки делается. В пяти школах Петербурга открыты строительные классы, где 70-75% выпускников поступают по профильным специальностям. Ученики посещают стройки, участвуют в конкурсах, проходят практику.
Планируется иметь по одной строительной школе в каждом районе. Есть даже опыт формирования "строительного сознания" в детском саду.
Звучит обнадеживающе, но сработает ли это в масштабах города?
Замкнутый круг разорвать можно
"Думаю, полностью отказаться от иностранной рабочей силы в ближайшем будущем нереально, — честно признает Алексей Булдин. — Но чем выше престиж строительных профессий, тем больше молодых людей пойдут в отрасль."
И тут мы приходим к главному. Проблема не в отсутствии колледжей или недостатке вакансий. Проблема в нашем отношении к рабочим специальностям.
"Вся эта история меня просто бесит, — эмоционально высказывается Елена, мать двоих детей. — Тридцать лет твердили, что рабочие — это для неудачников. Теперь рабочие зарабатывают больше офисных, а мы удивляемся, почему дети не хотят идти в колледжи."
Цифры, которые заставляют задуматься
Если переводить цифры в более понятный формат: 4300 студентов-строителей — это 143 школьных класса. Представьте, что 48 школ города работали бы только на то, чтобы подготовить будущих строителей с первого по девятый класс.
С учетом демографических изменений это выглядит более реалистично. К 2032 году в Петербурге ожидается на 10 тысяч девятиклассников больше, чем сегодня. Есть шанс часть из них направить в хорошо оплачиваемую строительную сферу.
Но только если мы перестанем транслировать детям установку "не будешь учиться — пойдешь в ПТУ".
А как считаете, возможно ли изменить отношение общества к рабочим профессиям за ближайшие 5-10 лет, или стереотипы слишком глубоко укоренились в нашем сознании?
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!