Конечно, реально такого лозунга на Украине никто не провозглашал. Однако судя по ситуации с ударами российских дронов-камикадзе «Герань» вполне могли бы, так как ситуация действительно аховая. Ракет ПВО на Украине практически не осталось, да и сбивать ими копеечные Герани, так себе идея. А Герани, массовыми налётами по 500 штук и более продолжают сносить в тылу всё что только можно парализуя Украинскую логистику и делая невозможным наладить хоть какой то выпуск вооружений.
Переделка сельхозсамолётов в истребители БПЛА: опыт и необходимость
Идея переделки сельскохозяйственных самолётов в истребители беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на первый взгляд кажется экзотической, но в условиях военного конфликта, когда ресурсы ограничены, а потребность в защите от воздушных угроз высока, она становится вполне логичной.
В истории авиации есть примеры успешной конверсии гражданских самолетов в военные. Одним из таких примеров является учебно-тренировочный самолёт Як-52. Варианты переделки этих учебно-тренировочных машин в военные рассматривались ещё в СССР. На него устанавливались пулеметы, неуправляемые ракеты и другое вооружение, что позволяло эффективно бороться с наземными целями и даже с низкоскоростными воздушными целями.
Эту идею взяли на вооружение и на Украине, правда особо переделывать советский учебно-тренировочный самолёт они не стали, просто посадили второго стрелка с автоматом на место второго пилота.
А вот чехи решили подойти к этому вопросу более обстоятельно. Переделка сельхозсамолётов, таких как Zlin Z-137, в истребители БПЛА – задача сложная, но вполне осуществимая. Основные проблемы связаны с установкой радара, системы управления огнем и вооружения. Однако, учитывая простоту конструкции дронов «Герань», для их перехвата не требуется сложное и дорогостоящее оборудование. Достаточно установить на самолет тепловизор, систему наведения и ракеты типа «воздух-воздух» малой дальности, такие как Р-73.
Zlin Z-137: Краткая история труженика полей
Zlin Z-137 Turbo Čmelák (чеш. turbo hummel) – чехословацкий сельскохозяйственный самолёт, разработанный и производившийся компанией Moravan Otrokovice (а позже Zlin Aircraft) с 1970-х годов. Z-137 пришел на смену устаревшим самолетам Z-37 Cmelak, от которого перенял общую компоновку и название (Cmelak – шмель). Самолет предназначен для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ, таких как опрыскивание посевов, внесение удобрений и борьбы с вредителями.
Z-137 быстро завоевал популярность благодаря своей надежности, простоте в эксплуатации и экономичности. Самолёт экспортировался во многие страны мира, в том числе в страны Восточной Европы, Азии и Африки. В постсоветский период Zlin Z-137 продолжал активно использоваться в сельском хозяйстве, а также нашел применение в других областях, таких как аэрофотосъемка и мониторинг окружающей среды.
Несмотря на свой почтенный возраст, Zlin Z-137 остается востребованным самолетом благодаря своей невысокой стоимости, простоте обслуживания и универсальности.
Zlin Z-137: Технические характеристики и особенности
Zlin Z-137 представляет собой одномоторный моноплан с низким расположением крыла. Самолёт имеет цельнометаллическую конструкцию и оснащен турбовинтовым двигателем M601Z чешского производства.
Основные характеристики Zlin Z-137:
- Длина: 10,46 м
- Размах крыла: 13,63 м
- Высота: 3,04 м
- Площадь крыла: 23,86 м²
- Масса пустого: 1 730 кг
- Максимальная взлетная масса: 2 950 кг
- Двигатель: Walter M601Z турбовинтовой, 515 кВт (690 л.с.)
- Максимальная скорость: 280 км/ч
- Крейсерская скорость: 220 км/ч
- Дальность полета: 640 км
- Практический потолок: 6 000 м
- Скороподъемность: 6 м/с
- Особенностью Zlin Z-137 является его вместительный бак для химикатов, объемом до 1 100 литров. Самолёт оснащен системой распыления, позволяющей обрабатывать посевы с высокой точностью и эффективностью.
Перспективы и выводы
Идея переделки сельхозсамолётов в истребители, более чем продуктивная. Однако дать какие-то осязаемые результаты она может при массовом применении таких машин. Их должно быть хотя бы сотня и больше. Но боюсь в Чехии столько Злинов просто нет, да и не смогут чехи отдать все свои сельхозсамолёты. Тем более что их ещё нужно переделать, а это то же и время, и деньги.
Так что на мой взгляд данная машина останется примером оружейной экзотики и вариантом успешной конверсии гражданской техники в военную. Конечно если у Злина действительно получится что-то успешно сбивать.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉