Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Конфиденциальность и этика психолога в эпоху социальных сетей

Оглавление

От строгих запретов к цифровой реальности

В 1980-е годы правила этики в психологии были категоричны: никакой личной информации о себе клиенту, никаких двойных отношений. Психолог оставался «чистым экраном», чтобы избежать переноса, смешения ролей и нарушения границ.

Но сегодня цифровая реальность изменила правила игры. Социальные сети стирают границы: клиенты могут легко найти психолога в сети, увидеть его личные фото, политические взгляды, увлечения. Переезды, общие знакомые, алгоритмы рекомендаций — всё это делает полную анонимность невозможной.

Как соблюдать конфиденциальность и этику, если психолог ведёт соцсети? Как избежать вреда, не превращаясь в «робота без личности»?

Давайте поговорим про "Цифровой след"

Клиент может намеренно или случайно найти личный профиль психолога. Алгоритмы соцсетей могут «подружить» психолога и клиента через общих знакомых или геолокацию. Двойные отношения - Лайки, комментарии, подписки на одни и те же сообщества создают иллюзию личной связи.Клиент может начать воспринимать психолога как друга, что искажает терапевтические отношения. Нарушение границ - Психолог публикует личные мысли — клиент интерпретирует их как послание себе. Клиент пишет в личные сообщения, стирая грань между терапией и частной жизнью.

Как минимизировать риски?

В первую очередь проговорить и выставить самому себе и клиентам чёткие настройки приватности

  • Профессиональные аккаунты — отдельно, личные — максимально закрыты.Это было бы в идеальном мире ) Однако, современные тренды ведения соцсетей предполагают раскрытие личности в блоге и через собственный опыт и его описания и выводы ..и транслирование ценностей и через досуг и семью. Как тут быть решает каждый специалист для себя.
  • Ограничение доступа к историям, друзьям, геометкам. Это было бы отличино, на мой взгляд. Мой блог в запрещенной соц сети - скорее дневник о моей жизни, где я иногда пишу о психологии. Я стараюсь не публиковать все день в день из соображений безопасности моей семьи.

Проговаривание границ с первого сеанса

  • «Если вы найдёте меня в соцсетях, давайте обсудим, как это может повлиять на нашу работу».«Я не добавляю клиентов в друзья — не потому, что вы мне не нравитесь, а чтобы сохранить наше терапевтическое пространство». Кстати в моей прошлой работе, а я 21 год работала преподавателем для подростков у меня было очень понятное правило - пока я ваш учитель - никаких подписок , как выпуститесь - дружим на здоровье и на всю жизнь) В работе с клиентами для себя определила, что в длительную работу я беру тех, с кем нет пересечений в соц сетях - так процесс выстраивания терапевтических отношений "чище". И словами прошу не подписываться и не искать иных способов взаимодействия. Но, например, сторис о моих других проектах выходят в телеграмме, где можно выставлять настройки приватности... Так что опять же оставаться профессионалом, но при этом быть человеком в соц сетях вполне возможно.

Осознанный контент

Личные посты ≠ откровения. Можно делиться профессиональными мыслями, но не глубоко личными переживаниями. Что считать личными переживаниями если ты блогер - психолог? Мнение о религии и йоге , слезы из-за неудачного похода к стоматологу с ребенком. Избегать политики, спорных тем — или делать это максимально нейтрально.Тут для меня важно ,что если человек сегодня идет ко мне на сессию, то конечно ему не стоит видеть меня плачущей из-за такой ерунды как молочный зуб) Поэтому тщательно слежу чтобы мои клиенты не были на меня подписаны там, где я выкладываю мою повседневность.

«Страховочные тросики» на каждом шагу

Если граница нарушена (например, клиент написал в личные сообщения)

Признать ошибку: «Кажется, мы вышли за рамки. Давайте вернёмся в терапевтический формат».Обсудить чувства: «Что для вас значит этот контакт вне сессии?»Скорректировать правила: «Давайте договоримся, как нам комфортнее общаться».

Ошибки неизбежны — важно их признавать

Раньше психолог мог просто «не существовать» вне кабинета. Теперь это невозможно.

Главное — не избегать сложных тем, а проговаривать их. Если клиент увидел ваш пост и расстроился — разберите это. Если алгоритм «подсунул» вашу личную страницу — обсудите, какие это вызывает чувства.

Я иногда проговариваю что в соц сетях вы видите образ, а в кабинете - живого человека и профессионала. И вы точно пришли КО МНЕ не за образом.Например, мой образ в соц сетях максимально веселого человека, однако, на сессии вероятность того, что я буду шутить невелика.Хотя провокации и абсурд возможны.

Цифровая эпоха не отменяет этику, а делает её сложнее. Но если психолог осознаёт риски и умеет с ними работать, соцсети не станут угрозой, а превратятся в ещё один инструмент для бережного контакта.

Автор: Комарова Инна Валерьевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Этика
7343 интересуются