Старший советник верховного лидера Ирана Али Лариджани вскоре может занять должность секретаря Высшего совета национальной безопасности страны, сменив на этом посту Али Акбара Ахмадиана, пишет агентство Fars. Согласно статье 176 Конституции страны, предполагается, что эти изменения будут сопровождаться отстранением Саида Джалили из Совета безопасности. Иными словами, он займется «особыми стратегическими досье» в рамках Совета обороны, оставаясь членом Высшего совета нацбезопасности. В этой связи эксперты считают, что в Тегеране готовятся определенные политические, экономические, и, возможно, геополитические перемены. Высоты своего влияния в стране «клан Лариджани» достиг к началу 2000-х, когда набрал максимум административного могущества, политического влияния и создал устойчивый финансовый фундамент. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Без всякого сомнения, лидером среди пяти братьев был старший, Али Ардашир Лариджани. С 2008 по 2020 год он занимал пост спикера иранского Маджлиса, а до этого в качестве секретаря Высшего совета национальной безопасности с 2005 до 2007 года возглавлял переговоры по ядерной программе, координировал взгляды верховного лидера с различными политическими фракциями Ирана. Он поддержал ядерную сделку Рухани - Зарифа в 2015 году, обеспечив ее одобрение в парламенте. Но затем он же блокировал инициативы реформаторов в парламенте и всячески саботировал работу кабинета министров. А реформаторы не простили клану его борьбу с кабинетом Рухани, полностью исключив его из своих политических расчетов и сделав ставку на новых лидеров, таких как Масуд Пезешкиян. Поэтому в Тегеране предчувствуют начало политических боев между так называемыми консерваторами и реформаторами, особенно после 12-дневной войны с США, хотя коридоры иранской внутренней и внешней политики остаются очень извилистыми», — рассуждает Тарасов.
Ясно пока только то, что готовится не просто рутинное кадровое перемещение, убежден политолог.
«Можно предположить, что оно может оказать решающее влияние на весь ход дальнейшего продвижения ядерной программы Ирана. Тот факт, что эта проблематика, приобретающая с течением времени все большую важность и выдвинувшаяся в несомненный политический и государственный приоритет, включена в непосредственную компетенцию ВСНБ, придает фигуре его секретаря колоссальный политический вес», — резюмирует Тарасов.
Больше статей на сайте:
Автор: Тарасов Станислав