Существует некая идея авторства своей жизни. Довольно превратно понимаемая. Она рождает множество иллюзий и напряжений, связанных с волей, контролем и авторством эмоций, мыслей и, да, той самой идентичности.
Но по факту мы контролируем гораздо меньше, чем можем себе представить.
Перед тем как развивать этот тезис, давайте начнём с нескольких очевидностей.
Если включить тривиальную осознанность, становится ясно: личность — это не независимый субъект, а процесс. То, что мы называем собой, — это протекающее внутри нас течение, зависящее от множества внешних и внутренних переменных, которые мы не выбирали.
Давайте запомним этот тезис, мы еще к нему вернемся.
Как и у всех остальных животных у нас есть предустановленные биологические программы диктуемые 3 инстинктами. Выжить, размножиться, при этом попутно занять свое место в стае.
Однако в отличие от животных мы осознаем бОльшую картинку нашей реальности. Осознаем нашу смертность перманентно крутящуюся где-то на подкорке.
Короче, в отличии от остальных живых существ у нас есть дополнительный бонус - абстрактное мышление и способность через него прикоснуться к Вечному, Незыблемому, Абсолютному.
В итоге наш опыт существования зажимается в дверях двух непримиримых вещей:
1. Ограниченным биологическим саркофагом (телом), занятым выживанием
2. Сознанием, запертым в этом теле, но при этом обладающим способностью думать о вечном, ментально переноситься в прошлое и будущее.
В каждый момент времени, мы предпринимаем всевозможные усилия и придумываем изощренные стратегии, чтобы не умереть. В принципе, этому посвящено подавляющее большинство наших усилий. Но так как никто в подтвержденной человеческой истории еще от смерти не сбегал, долгосрочно мы обречены на поражение в этой борьбе.
Знание/понимание неизбежности этого поражения - невыносимо. И мы всем человечеством, словно сдвгшники, трудимся над разнообразными отвлечениями от этой истины. Создаем искусственные категории бытия и наполняем их смыслами. Карьера, семья, дети, познание реальности, наука, религия, и пр. И никто вообщем-то об этом не думает. Никогда. Но психологическое напряжение от борьбы с этим фактом присутствует, просто оно вытеснено и перенесено на другие, более доступные сферы деятельности.
Неудивительно, что наша идентичность становится принципиально важной, в особенности сейчас, когда условное выживание стало более доступным, чем раньше.
Идентичность - это про ответ на вопрос: "Кто я? Какой я? В чем моя ценность?».
И да, мы все видим себя авторами этой самой идентичности. Атрибутируем, сочиняем, объясняем. Легко называем вещи, которые нас определяют.
И совершенно очевидно - что это иллюзия. Мы не авторы этой идентичности и не можем ее контролировать. Иными словами, самые важные, сокровенные вещи о нас – нам даются, а мы автоматически их принимаем.