Найти в Дзене
Юрий Кот

Вскоре появится моя новая книга - о Малороссии

Небольшой отрывок из книги, которую я писал последние годы, параллельно с написанием диссертации.

Малороссы в великой русской культуре

После воссоединения Гетманщины с Московским царством и возвращения малороссов русский народ наполнился огромным числом деятелей культуры, искусств и науки, которые имели не малый опыт соприкосновения с европейскими ценностями. Среди выходцев из Малороссии ключевым был русский фактор, поскольку они имели уникальный опыт борьбы за свою русскость с необычайно агрессивным Западом. Эта синергия некогда оторванной и притесняемой западными соседями малороссийской части в тесном сплетении с великороссами по факту и создала фундамент с его многообразием великой русской культуры в XIX веке. Примеров активного участия малороссийских подвижников масса. В области литературы: Гоголь, Короленко, Капнист, Гнедич (переводчик Илиады), Мордовцев; в области живописи: Лосенко, Левицкий, Боровиковский, Репин, Врубель; в музыке композиторы: Березовский, Бортнянский, Зарембский, Ведель; в области философии: профессора С.С. Гогоцкий и приглашенный из Киевского университета в Московский П.Д. Юркевич, протоиерей Василий Зеньковский; в области других наук: историк Н.И. Костомаров, лингвист А.А. Потебня, математики М. В. Остроградский и В.Г. Имшенецкий, зоолог А.О. Ковалевский, минералог В.И. Вернадский и его сын - русский историк Г.В. Вернадский, геолог H.И. Андрусов. Наконец, целые династии деятелей культуры: Данилевские, Петрушевские, Прокоповичи и др. В советское время: Сергей Королёв, Игорь Шафаревич, Олег Ольжич, Валерий Шевчук – и это только выходцы из моего родного города Житомира.

Когда-то, возможно, я и составлю список всех крупнейших для русской цивилизации выходцев из Малороссии просто потому, что нередко слышу негатив о людях, живших и живущих на Украине. Мол, да они всегда были предателями, они всегда были нахлебниками, зачем они нам нужны?

Просто хотелось бы напомнить лишь несколько фамилий русских, которые родились на земле, нынешней Украины, кроме тех, о которых вы уже прочитали на страницах данной книги:

• харьковский и одесский биолог, лауреат Нобелевской премии Илья Мечников.

• Антон Семенович Макаренко – автор великой «Педагогической поэмы» (его брат Виталий Семенович в мемуарах писал, что «несмотря на своё украинское происхождение, Антон был на 100 процентов русским»).

• Борис Евгеньевич Патон (директора Института электросварки Бориса Евгеньевича в шутку называют «сварщиком» номер один в мире) и его отец Евгений Оскарович Патон (инженер, благодаря которому были созданы более 10 мостов, переброшенных через реки во время Великой Отечественной Войны).

Вы унижаете дважды Героя Советского Союза маршала Семена Константиновича Тимошенко (полководца Великой Отечественной войны).

Вы оскорбляете память сына украинского крестьянина, маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Ивана Микитовича (именно так!) Кожедуба.

Вы оскверняете память человека, благодаря которому СССР стал первой космической державой, – Сергея Павловича Королева.

Булгакова Михаила Афанасьевича (писателя, уроженца Киева).

Александра Яковлевича Пархоменко (командира Красной Армии, награжденного вторым орденом Красного Знамени).

Леонида Фёдоровича Быкова (режиссёра фильмов "В бой идут одни старики", "Аты-баты, шли солдаты").

В общем, можно бесконечно продолжать список, где есть имена Сикорского, Поддубного и остальных русских с южной окраины, прославивших Россию.

Без всего русского народа и без всей русской земли, собранных воедино, мы слабы и малоэффективны. Только вместе мы сила. Вместе Великороссия, Белоруссия, Малороссия – Святая Русь!

В этой главе хочу вас познакомить с деятелями великой русской культуры, родившимися в Малороссии.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Родился великий русский писатель в Сорочинцах Полтавской губернии близ реки Псёл на границе Полтавского и Миргородского уездов. Одним из предков его по семейному преданию был Остап Гоголь - гетман Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой. В церковной метрике Николай Васильевич записан под фамилией Яновский. По одной из версий прапрадед писателя Ян (Иван) Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, переселился на малороссийское Левобережье после воссоединения Гетманщины с Московским царством. От него и произошло прозвище Яновских. Это привычная для казачества традиция. По другой версии предки Николая Васильевича переселились в местность под названием Яновое, что и дало им фамилию Яновские. В любом случае сословия они были высокого, из казацких старшин и шляхтичей.

В 1792 году дед Гоголя Афанасий Демьянович получил дворянскую грамоту и сменил фамилию Яновский на Гоголь-Яновский. Сыну же, урождённому Яновскому, дворянский титул и дворянскую фамилию отец передал лишь в 1820 и 1821 годах соответсвенно. Достигнув зрелого возраста Николай Васильевич принял решение отказаться от данной при рождении фамилии Яновский и оставить лишь Гоголь. Поэт Нестор Кукольник вспоминал: «Однажды, уже в Петербурге, один из товарищей при мне спросил Гоголя: «С чего ты это переменил фамилию?» — «И не думал». — «Да ведь ты Яновский». — «И Гоголь тож». — «Да что значит гоголь?» — «Селезень», — отвечал Гоголь сухо и свернул разговор на другую материю».

Николай был третьим ребенком в семье и получил своё имя в честь святого Николая Чудотворца. Первые два брата Гоголя родились мёртвыми. Позже в семье родилось ещё 8 детей, но выжили лишь 4 девочки: Анна, Мария, Елизавета и Ольга. Мама писателя Мария Косяровская считала сына гением и в силу собственной необразованности приписывала именно ему изобретение паровой машины и железной дороги. Она вышла замуж в 14 лет и полностью посвятила себя семье: «Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою» - писала она.

Она была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и остальную нечистую силу. Сам же писатель был очень набожным человеком и везде носил с собой Евангелие. Он каждый день читал по главе из Ветхого Завета. Сам Гоголь писал: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось».

Получив дворянское звание и фамилию в 12-тилетнем возрасте Николай поступил в Нежинскую гимназию высших наук. «Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. <…> Довольно бывало ему сказать одно слово, сделать одно движение, чтобы все в классе, как бешеные или сумасшедшие захохотали в одно горло, даже при учителе, директоре» - писал учившийся с будущим писателем драматург Николай Сушков. Учился Гоголь действительно плохо. Преподаватель латыни Иван Кулжинский вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». Более всего молодой гимназист увлекался творчеством Пушкина а также его талант раскрылся в театральном деле. Он создал при гимназии театр, формировал его репертуар, создавал декорации, сам играл роли. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминал: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене».

Безоблачная юность закончилась с внезапной кончиной отца в 1825 году. С этого момента в жизни писателя начались постоянные проблемы с деньгами. Ради того, чтобы закончить учёбу он продал принадлежащий ему по завещанию лес. После же он и вовсе отказался от своего наследства в пользу сестёр. В 19-тилетнем возрасте сразу после окончания гимназии писатель переехал жить в Петербург. Устроиться в северной столице России ему было крайне тяжело. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. <…> Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. <…> Это заставляет меня жить как в пустыне. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр» - делился воспоминаниями писатель. «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. <…> Везде совершенно я встречал одни неудачи и — что всего страннее — там, где их вовсе нельзя было ожидать. <…> Какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». В результате целой серии творческих неудач летом 1829 года Гоголь уехал в путешествие по Германии. Вернувшись осенью в Петербург, поскольку Николай Васильевич был коллежским асессором — не самый младший чин в табели о рангах (8 чин из 14 в табели о рангах, соответствовал военному капитан), он смог устроиться помощником столоначальника в департаменте уделов. Нужны были деньги для жизни. Параллельно писатель начал короткие повести о малороссийской жизни, густо приправленные мистикой из материнских сказок и мифов.

За пару лет благодаря своим успешным литературным произведениям Гоголь входит в литературный круг столицы, знакомится с признанными авторитетами: Василием Жуковским, Петром Плетневым. Именитые писатели помогли Гоголю найти новую работу теперь уже учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные Николай Васильевич давал частные уроки детям знатных дворян.

В 1831 году выходит первая книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», для которой им было написано четыре рассказа: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Живописание малороссийской глубинки с присущим только ему юмором и определённой степенью мистицизма, свойственной для малограмотного крестьянства юга России, вывело в русской литературе новые персонажи из малороссийского села. Книга стразу стала популярной. Гоголя хвалили те, кем он ранее в юном возрасте вдохновлялся. Пушкин в письме Александру Воейкову оставил свой отзыв о Гоголе: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу».

Вдохновлённый успехом Николай Васильевич через год издаёт второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки», куда вошли уже 4 повести: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место». Новая книга была воспринята творческой интеллигенцией России с ещё большим успехом. Его стали приглашать на все возможные литературные вечера, где у него завязалось тесное знакомство и даже дружба с Пушкиным.

В результате в 1834 году Гоголь начал преподавать в должности адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Надо сказать, что преподаватель из него получился никудышный. Он часто пропускал занятия или мог сокращать время своих лекций с двух часов до получаса. Писатель Николай Иваницкий вспоминал: «Лекции Гоголя были очень сухи и скучны: ни одно событие не вызвало его на беседу живую и одушевленную. Какими-то сонными глазами смотрел он на прошедшие века и отжившие племена». Параллельно с работой в университете Николай Васильевич изучал историю украинских крестьянско-казацких восстаний а также писал новые произведения. В том же году выходит сборник его разножанровых работ «Арабески» и ещё одна книга «Миргород», которая стала продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». «Мирогород» заслуженно считается одной из вершин творчества Гоголя. Сюда вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Фактически все они стали классикой русской литературы.

Надо сказать, что известность и популярность Гоголя до конца его жизни так и не смогли ему обеспечить безбедного существования. Николай Васильевич фактически жил в долг, поскольку за свои труды получал мизерные гонорары. Он писал Пушкину: «Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на первом дереве».

А потом были: «Нос», «Заколдованное место», «Шинель», «Ревизор» и, конечно же, «Мёртвые души». Сюжет этого романа подсказал Гоголю Пушкин, которому во время кишиневской ссылки рассказали о помещике, выдававшем умерших за беглецов и заколачивающем на этой афере немало денег. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Николай Васильевич так описывает личные чтения первых страниц своему другу-поэту: «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Однако вскоре Гоголь забросил работу над романом.

Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать».

Надо сказать, что тот малороссийский мистицизм, которым Гоголь проложил себе дорогу в русскую литературу, к концу жизни писателя был им отвергнут. Он действительно был верующим человеком, а перед смертью эта набожность обрела абсолютные формы. В сборнике "Выбранные места из переписки с друзьями", по мнению литературоведов, Николай Васильевич выступает как моралист, перечёркивающий своё предыдущее мистическое наследие.

О себе великий Гоголь писал: «Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» (Из письма А.О. Смирновой от 24 декабря 1844 г.).

Похоронили Гоголя изначально в Свято-Даниловском монастыре, откуда потом его прах перенесли на Новодевичье кладбище. Талантливый малоросс не просто вошёл в русскую литературу, став одним из её столпов. Он смог за достаточно короткий период времени жизни и непродолжительную творческую карьеру создать целую грань русской культуры с неповторимым малороссийским колоритом, в котором нашлось место и улыбке, и грусти, и страху, и героизму – переплетению всех неповторимых качеств загадочной русской души.

А не писал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь на малороссийском наречии, переименованном сейчас в украинский язык, потому что был категорическим противником языковой украинизации и решительно настаивал на том, что малоросс должен писать по-русски. Писатель мечтал о том, что великий русский язык будет общим не только для всех частей русского племени, но и всех славян, а отказ от русской речи считал путём к деградации изящной словесности. Была б его личная воля — запретил бы писать на чём бы то ни было, кроме русского.

И Гоголь оказался прав: за то время распространения малороссийского наречия (читай, украинского языка) не появилось и близко имён уровня Толстого, Пушкина, Лермонтова, собственно, и Гоголя.

Чтобы включить Николая Васильевича в учебники незалежной, неонацистам приходится «переводить» его на «мову», причём заменяя слово «русский» (русская земля, русская сила) на «украинский». Так и живут. То там украдут, то там переименуют, то там переиначат. Так и сложилась «грандиозная» украинская культура на одном сплошном грандиозном воровстве и обмане. Украина у них получается от слова «украсть».

Сам Гоголь писал о России и русских: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русской. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русской Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. <...> Но прямой любви еще не слышно ни в ком — ее нет также и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. <...> Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать».

Василий Васильевич Капнист (1758-1823) – русский поэт и драматург, малороссийский общественный деятель. Рождён был в семье военного, сотника Слободского полка Василия Петровича Капниста, который после стал полковником Миргородского полка и бригадиром. Отец поэта был человеком незаурядным и образованным, участвовал во взятии Очакова, был известен своим героизмом, за что его назначили командиром слободских полков и наградили несколькими сёлами на Миргородщине...

Ну и так далее. Скоро появится мой труд. С Божьей помощью и во славу Божию. Быть добру.