Нурджахан Бегим была третьей из принцеcc династии Бабуриljd, правивших Индией.
Она вторая жена Джахангиршаха (Салима, 1569–1627).
Согласно историческим источникам, настоящее имя Нурджахан Бегbм было Мехриниса, и она была родом из Ирана. Его родители иммигрировали из своей родины в Индию из-за бедности и были наняты на службу ко двору короля Акбара.
Однажды принц Салим (впоследствии император Джахангир) увидел Мехринису на рынке и влюбился в неё. В то время Мехриниса достигла половой зрелости, превратившись в кипарисовую девочку, четырнадцатидневную девочку, похожую на луну. Принц Салим влюбился в Мехринису и потерял самообладание. В конце концов, он решил жениться на ней. Он сообщил своему отцу Акбар-шаху (1542–1605) о своём решении и попросил разрешения. Однако Акбар-шах категорически противился браку своего сына с этой девушкой. Чтобы умилостивить сына, Акбар-шах принудил Мехринису выйти замуж за одного из придворных, Али Кули Истаджли (Шераф-хана). После того, как Шераф-хан женился на Мехринисе, он назначил его командующей армией и отправил в Бенгалию. В 1605 году Акбар-шах умер. Его наследный принц, принц Салим, взошел на престол и провозгласил себя Джахангиром-шахом. По воле судьбы, в 1611 году, когда Шераф-хан прибыл ко двору бенгальского наместника Кутб-уд-Дина, он поссорился с наместником по важному вопросу и зарезал его. Прибывшие на место трагедии стражники убили и Шераф-хана. После этого овдовевшую Мехринису отправили в Агру – во дворец Джахангира-шаха. Спустя некоторое время после этого инцидента Джахангир-шах женился на Мехринисе. Автор произведения «Мунтахаб ут-таварих» Хаким Хан Тора приводит интересное описание сна, предвещавшего замужество Мехринисы за Джахангир-шаха. Рассказывают, что однажды ночью Мехринисе приснился сон. Во сне солнце спустилось с неба и вошло в её постель. Проснувшись, она рассказала об этом сне своему мужу Шерафан-хану и попросила его истолковать его. Шерафан-хан, будучи сведущим в толковании снов, сразу же истолковал сон своей жены следующим образом: «Царь войдёт в твою постель».
Мехриниса, благодаря своей красоте, уму, предусмотрительности и предприимчивости, пленила не только Джахангир-шаха, но и придворных. В прошлом её звали Нуржахан (свет дворца), а не Мехринисой. Позже её стали называть светом мира, то есть Нурджахан. Нурджахан-бег также была поэтессой с тонким вкусом. Она писала газели под псевдонимом Махфи. Во время правления Джахангир-шаха отец Нурджахан был назначен премьер-министром под именем Итимад-уд-Даула. Его сын, брат Нурджахан-бегим, Асаф-хан, был назначен управляющим дворцом. Нурджахан-бегим была мудрым советником во время правления Джахангир-шаха. Нурджахан-бегим осуществила множество благородных начинаний, связанных с общественной и культурной жизнью страны. Она создала несколько видов изысканных ароматов, изысканных блюд и предметов интерьера. Её уважение и восхищение среди придворных росли с каждым днём. Согласно историческим источникам, Джахангир-шах отчеканил 12-граммовую золотую монету под названием «Нури Джаханин» в честь своей любимой жены Нурджахан-бегим. Автор «Мунтахаб ут-таварих» описал несколько встреч Нурджахан Бегим с царём (Джахангир Шах также писал газели).
Когда здоровье Джахангиршаха стало ухудшаться, в 1616 году он назначил наследным принцем принца Парвеза (второго сына Джахангиршаха). Четвёртый сын Джахангиршаха, принц Шахрияр, был человеком слабовольным и нерешительным. Бегим Нурджахан выдаёт замуж дочь своего бывшего мужа Шерафкана, Лодилу-бегум, за принца Шахриёра, чтобы возвести на престол марионеточного принца Сафата Шахриёра. Принц Хуррам (Шах-Джахан), третий сын Джахангиршаха, женился на Арджуманд Бону, 19-летней дочери брата Нурджахан-бегим, Усафа-хана, в 1612 году в возрасте 21 года. Поэтому целью Усафа-хана было назначить своего зятя, принца Хуррама, наследным принцем.
Принц Хуррам являлся потомком своего отца Джахангиршаха и братом принца Парвеза. Он также был зол на своего брата, принца Шахрияра, и его покровительницу, принцессу Нурджахан-бегим. Он стремился унаследовать престол от отца и считал Нурджахан-бегимсвоим главным противником. В 1622 году, когда умер отец Нурджахан-бегим, визирь Итимад-уд-Дават, между Нурджахан-бегим принцем Хуррамом разгорелся ожесточённый конфликт. В этот период больной Джахангир-шах больше не управлял делами королевства, и поэтому управление государством в основном находилось в руках Нурджахан-бегим. Принц Хуррам, неуверенный в своём будущем, в 1622 году тайно задушил своего инвалида (ослепшего) брата, принца Хусрова, которого отец, Джахангир-шах, поручил ему заботу, и отправил отцу, Джахангир-шаху, сообщение о том, что он «умер от ножевого ранения». Тем временем во дворце раздоры нарастали, и империя с каждым днём приходила в упадок. Иранский правитель шах Аббас, долго ожидавший благоприятной ситуации, внезапно осадил Кандагар и захватил город после сорокадневной осады. Чтобы отбить город, Джахангир-шах собрал большую армию под предводительством принца Хуррама и хотел отправить её в Кандагар. Однако принц Хуррам, не желая покидать трон на фоне беспорядков во дворце, отказался идти в Кандагар и вскоре поднял восстание против своего отца Джахангир-шаха. Восстание было подавлено. Однако раздоры и тайные интриги во дворце негативно сказались на внутреннем и внешнем положении страны. Временно королевством правила Нурджахан-бегим. Для достижения своих целей она удалила из дворца Махабат-хана, верного Джахангир-шаху военачальника, сослал его в Бенгалию. Недовольный этим, Махабат-хан восстал против правительства. Вскоре после этого инцидента Джахангир-шах выступил из столицы в Кабул с Нурджахан-бегим. Махабат-хан выступил со своей раджпутской армией и окружил шаха. Все условия Махабат-хана были неохотно приняты Джахангир-шахом. Нурджахан-бегим пыталась сопротивляться Махабат-хану, но, поняв, что силы неравны, стала искать выход.
Шах отправился в Кабул под командованием Махабат-хана. Войдя в Кабул, Нурджахан-бегум спасла Джахангир-шаха от стражи Махабат-хана и обратила кабульскую армию против Махабат-хана. У Махабат-хана теперь не было иного выбора, кроме как бежать. Он бежал из Кабула в Декан и присоединился к принцу Хурраму.
Однако к этому времени состояние принца Хуррама ухудшилось, и он подумывал о бегстве в Иран. Однако внезапная смерть его брата, наследного принца Парвеза, в октябре 1626 года возродила его угасающие надежды. В 1627 году Джахангир-шах отправился в путешествие по Кашмиру. Возвращаясь из путешествия, он заболел и умер по дороге, похороненный в Лахоре. Услышав эту новость, принц Хуррам отправился из Декана в Агру, чтобы захватить трон. Пока принц Хуррам не прибыл в Агру, его тесть Асаф-хан временно посадил на трон Давара Бахша, сына покойного принца Хосрова. Он захватил принца Шахрияра, вонзил копье ему в глаз и ослепил. Услышав новость о том, что его зять принц Хуррам приближается к Агре, Асаф-хан стал угрожать марионеточному правителю Давару Бахшу различными искушениями, советуя ему отречься от престола и искать убежища. Давар Бахш бежал и искал убежища у шаха Ирана. В феврале 1628 года принц Хуррам вступил в Агру и без особого сопротивления взошел на престол. Взяв под свой контроль королевство, он повелел принять имя «Шах-Джахан». Королева Нур-Джахан, не сумевшая достичь своих целей, умерла в 1645 году и была похоронена на кладбище Шах-Дара в Лахоре. Согласно «Тазкират уль-Хаватин», на надгробии Нур-Джахан-бека был написан следующий стих:
В наших гробницах вы не найдете ни лампы, ни цветка, ни пения соловья, ни одной мотылька.
Содержание: В наших гробницах вы не найдете ни лампы, ни цветка, ни пения соловья, ни однго мотылька.