Например, идут на провокации ради лайков,
повторяют опасные тренды (из недавних - висят на дорожных знаках или балконах),
рискуют здоровьем (делают селфи на крыше или цепляются за вагоны - тоже последние громкие и, к сожалению, негативные новости).
1. Подростковый возраст - время ответа на вопрос “Кто я?" Если не сформирован внутренний компас (нравственная матрица - ценности, смыслы, мировоззрение), то подросток ищет ориентиры вовне: в моде, в "крутых" ровесниках, в трендах соцсетей. Там, где значимость часто измеряется эпатажем и нарушением норм.
Нет внутреннего стержня – легко поддаться этому давлению. Быть "как все" или "лучше всех" любой ценой становится целью.
2. Подростку критически важно быть увиденным и значимым. Если он не получает принятия, интереса, поддержки, позитивного внимания дома или в реальности - он идет за ним в сеть.
Негативное внимание - это тоже внимание, которое подтверждает: "Я существую! Я могу влиять на других!" "Вирусность", "охват", "шумиха" становятся самоцелью. Уважение к чувствам и границам других людей отходят на второй план, если до этого момента не были воспитаны у ребенка.
3. Подростковый мозг - это "педаль газа" без надежных "тормозов". Лимбическая система (эмоции, вознаграждение) гиперактивна, а префронтальная кора (контроль импульсов, оценка последствий) еще не созрела. Это пик склонности к рискованному поведению ради острых ощущений, новизны и того самого "вознаграждения" - лайки, адреналин, одобрение друзей.
Кстати, в группе подростки чувствуют себя смелее. Групповое одобрение - смех, поддержка - дает мощный выброс дофамина. Риск кажется меньшим, а "прикольность" - большей, если нет надежного внутреннего стержня.
❓Как уберечь? Как помочь подростку развить критическое мышление, передать важные ценности, воспитать уважение к границам другого человека?
➡️Запреты, крики, нотации - бесполезны и даже вредны, они разрушают доверие и учат скрывать.
Пока ребенок маленький, он слушается родителей автоматически (если есть надежная привязанность).
По мере взросления он начинает слушать себя - свой внутренний компас. Это база ценностей, нравственности и здорового мировоззрения. Это то, что будет руководить подростком, когда ему будут предлагать друзья делать что-то “интересное” и “крутое”, но противозаконное и безнравственное.
Если компаса нет - подросток будет плыть по течению: идти за тем, кто громче, кто “круче”, кто обещает лёгкий путь к признанию.
Рецепт воспитания внутреннего компаса:
доверие, влияние, авторитет родителей
+
передача важных ценностей и смыслов с рождения: уважение к другим, доброта, ответственность и так далее.
В безопасном общении для психики ребенка. Мы называем это исцеляющим общением и учим ему.
❓Как обсуждать такие новости с пользой для детей?
Не стоит запугивать и читать нотации в стиле “посмотри, как это плохо, никогда так не делай”.
Лучше задайте вопросы в доверительной и дружеской беседе, узнайте мнение ребенка по этому поводу. Если заметите то, что вас насторожит, мягко наведите ребенка на нужные размышления и грамотно передавайте ему здоровые ценности и понятия. Повторюсь, это не про “это плохо, так делай, делай хорошо”.
Если вы сейчас не понимаете,
- как вообще с детьми вести непринужденный диалог доверительно,
- как выслушивать без осуждения,
- как передавать важное без занудства
- у нас хорошая новость. Скоро будет набор на фокус-группу по курсу “Исцеляющее общение” (он будет обновляться и улучшаться). Как всегда, будет максимум пользы при минимальных затратах. Все подробности будут в ближайшее время.