В отношении Уэса Андерсона сложно достичь консенсуса. После обвинительных фраз вроде: «Он снимает одно и то же! Всё повторяется! Меня от него тошнит!» часто оказывается, что у каждого из этих людей всё же есть свой любимый Андерсон.
В «Финикийской схеме», новом фильме автора «Королевства полной луны», операторскую работу впервые выполняет выдающийся Брюно Дельбоннель, известный по «Амели», а режиссёр на этот раз переходит от экзистенциальных проблем к межличностным. Если этого мало — что ж, большего от Андерсона вы вряд ли дождётесь.
Действие фильма разворачивается в реальности 1950 года. Главный герой — Анатоль «Жа-Жа» Корда (Бенисио Дель Торо), мультимиллионер, похожий на Аристотеля Онассиса, безжалостно обогащающийся благодаря собственному уму, хитрости и рабскому труду. Бизнес-магнат также обладает «привычкой к выживанию», почти сверхъестественной способностью преодолевать даже самые сложные ситуации.
Мы встречаем его вскоре после того, как он выжил в авиакатастрофе (шестой в его жизни) и воссоединился с Лизл (Миа Триплтон), своей дочерью-монахиней (первой и единственной, но в окружении девяти младших братьев), которая призвана им стать единственным бенефициаром семейного состояния.
Лизл посвящается в тонкости заглавной финикийской схемы: сложного инфраструктурного проекта где-то на Ближнем Востоке, который будет приносить доход в течение следующих 150 лет. Однако рыночные манипуляторы, враги Корды, создали ситуацию, в которой ему предстоит воссоединить всех своих деловых партнёров и убедить их заполнить дыру в его инвестиционном бюджете.
Сюжет, который звучит как снотворное, Андерсон, конечно же, преподносит как изысканное путешествие. Режиссёр превращает историю о трудностях заключения сделок с друзьями и семьёй в описание природы отношений.
В «Финикийской схеме» готовность пожертвовать собой ради другого человека оплачивается деньгами, браки заключаются с целью выгоды, а степень близости измеряется в процентах. Андерсона явно не заподозришь в наивности.
Фильм также предлагает зрителям формальную эволюцию, хотя те, кто ожидает неожиданного фейерверка, будут разочарованы. В нём присутствуют все характерные элементы предыдущих работ режиссёра: пастельная цветовая гамма, симметричная композиция, изысканные декорации, мягкое освещение и захватывающий саундтрек Александра Деспла.
Однако на этот раз оператор Брюно Дельбоннель регулярно использует зумы и панорамирование. Обычно по горизонтальной оси, но иногда (как в уморительной сцене с пощёчиной) камера движется, словно дверь на петлях. Кроме того, Андерсон как никогда опирается на эстетику немого кино, особенно в чёрно-белых сценах, изображающих видения загробной жизни.
Концепция кино Андерсона всегда была гораздо ближе к изобразительному искусству, чем к повествовательному. Режиссёр постоянно совершенствует свой метод. Полностью посвятив себя этому делу, он добился, пожалуй, самого цельного и самобытного стиля за всю историю кинематографа.
Уже смотрели? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Мусор — 👎
Неплохо — 👍
Утончённый фромаж — 🧀