Найти в Дзене
светлана зацепина

Прощай, старый, и здравствуй, новый троллейбус будущего!

Оглавление

«Караул, в Афинах исчезают троллейбусы!» — испугались такому повороту дел туристы. Но местные, конечно, в курсе, что старые, много повидавшие на своём веку городские транспортные средства передвижения "с рогами", просто убрали с глаз долой, так как собираются заменить к 2027 году на новые, современные и экологичные электробусы.

Здесь пусть простят меня мои читатели, но я опять хочу поделиться воспоминаниями, возможно, не по теме данной статьи. Много лет тому назад ко мне в Грецию (в Афины) приехала моя подружка. И мы, естественно, отправились на троллейбусе или автобусе (этого я уже не помню) в центр города, так сказать, тусить. Так вот, сидим мы, болтаем о том о сем, сплетничаем, как водится, травим анекдоты и замечаем, что пассажиры какие-то радостные... Оказалось, что они тоже смеялись над нашими шуточками, над нами и теми, кто смеялся вместе с нами. А когда мы выходили на нужной остановке, то вслед услышали: «Хорошего вечера!», «А с вами можно?!», «Удачи, закадрить грека!» и прочее в том же духе. Теперь вернусь к той теме, о которой собиралась писать - об исчезнувших троллейбусах.

Городской транспорт Греции: троллейбусы

Если начать рассказ с самого-самого начала, то никакого транспорта в Греции и Афинах той поры, когда они стали столицей новогреческого государства, то бишь в 1834 году да и раньше, не было и в помине. Бедные слои населения ходили пешком, некоторые торгаши ездили на осликах или на верблюдах, а единицы богатых из числа приезжих из Европы и, естественно, молодой греческий король и вся его королевская свита ездили на лошадях.

И только к 1953 году в Греции, можно сказать, появилась разветвленная "сеть" городского транспортного хозяйства, которая до сих пор включает в себя: автобусы, троллейбусы, трамвай, метро, пригородную электричку, поезда дальнего следования, порт Пирей (для морских перевозок), фуникулеры (целых две штуки для поездок в горы). Были и есть всякие-разные авто (для наземных перевозок), многочисленные мотоциклы, мопеды, велосипеды, такси - но они это "частная лавочка".

Для общего развития расскажу очень коротко (!) о возникновении первых механических средств передвижения в городской среде, а именно: всех этих "басов" и "-бусов".

Самый первый в мире "бас" или многоместная карета на конной тяге (фр. Carrosses à cinq sols - «пятипенсовые кареты») была изобретена в 1662 году в Париже при короле Людовике XIV: так называемый омнибус (в переводе с лат. означает «для всех и каждого») перевозил пассажиров в черте города, а дилижанс курсировал между городами. Ходили омнибусы по одному и тому же маршруту, строго по расписанию, билет стоил 5 пенсов с носа (согласно названия). А придумал этот «финт с ушами», то есть городской общественный транспорт, выдающегося ума француз Блез Паскаль (1623–1662).

Однако, как только повысили плату за проезд и ввели правила,  люди перестали пользоваться этим - не ко времени современным - средством передвижения. Так банально эта замечательная идея сошла на нет, но не исчезла совсем...

Первый омнибус (слева стояла лошадь), Париж, 1662.
Первый омнибус (слева стояла лошадь), Париж, 1662.

Много-много лет спустя был изобретен и первый в мире "-бус", то есть прототип троллейбуса. Произошло сие событие в 1882 году, когда Вернер фон Сименс (1816–1892, немецкий электротехник и промышленник, основатель фирмы Siemens) презентовал первую троллейбусную линию (пока еще экспериментальную) в Халензее, пригороде Берлина. Линия была длиной 540 метров, а непосредственно сам "-бус" назывался «электромот» и представлял собой повозку (англ. trolley) с электромотором, питание к которому поступало через кабель от проложенных сверху проводов. На четырёхколёсную повозку вмещалось всего 5 или 6 человек.

!Первый троллейбус (электромот), Берлин, 1882.
!Первый троллейбус (электромот), Берлин, 1882.

К сожалению, и данное чудо немецкой техники проработало недолго. Однако над проектом «троллейбуса» усиленно трудились лучшие умы Европы и не только: инженеры, техники, механики, фантасты и реалисты. И у них получилось!

Со временем троллейбусы заняли свое место рядом с другими городскими средствами передвижения, и расползлись по всему миру!

Афинский троллейбус: история

Улица Панэпистимиу, 1960.
Улица Панэпистимиу, 1960.

Афинский троллейбус — любимый всеми жителями и туристами вид городского общественного транспорта, когда-то афиняне называли троллейбусы «овечками» (т.к. ходили не по одному, а стадом), эксплуатировался под началом британской частной компанией  Η.Ε.Μ. (Ηλεκτρική Εταιρεία Μεταφορών), основанной в 1925 году, затем государственной греческой компанией ΗΛΠΑΠ (Ηλεκτροκίνητα Λεωφορεία Περιοχής Αθηνών – Πειραιώς) с 1929 года, а с 2011 года эта компания объединилась с автобусной и стала называться OASA (Οργανισμός Αστικών Συγκοινωνιών Αθηνών Α. Ε.). Между прочим, афинская троллейбусная сеть — самая крупная в Евросоюзе.

История афинских троллейбусов (греч. τρολλει) очень витиеватая: они принадлежали и обслуживались то одной, то другой частной компанией, которые то сходились, то расходились, каждый раз меняя названия. С уверенностью можно сказать, что в 1925 году начался движ по объединению всех владельцев бизнеса транспортных средств на электрическом ходу, инициатором выступила английская компания POWER and TRACTION FINANCE Co Ltd, в результате возникла одна большая такая Компания Электрического Транспорта (ЕТС). С того момента начался небывалый рост и развитие афинского городского транспорта в общем, что ускорило появление первых троллейбусов на улицах Афин в частности. Однако кое-что исчезло...

К 1960 году от трамваев пришлось отказаться и разобрать пути, по его маршрутам стали ходить дополнительно троллейбусы. Но вы не огорчайтесь, в Афинах осталось три трамвайные линии - с красивыми и современными, удобными и экологичными трамваями, которые возят пассажиров до самого синего моря и обратно.

Как всегда, прочитала много всевозможных источников и нашла любопытную информацию о троллейбусах у одного блоггера, помешанного на истории транспорта. Вот что он пишет в одной из статей об истории афинского троллейбуса:

«В 1939 году 12 троллейбусов, построенных итальянским консорциумом Fiat/CGE, прибыли в порт Пирей. Однако транспортные средства оставались в новом депо в Фалиро из-за того, что участок воздушной трассы под электричество еще не был готов, а также из-за драматических событий - Второй мировой войны".

Старичок Fiat/CGE ходил по маршруту Пирей-Кастелла, 1939.
Старичок Fiat/CGE ходил по маршруту Пирей-Кастелла, 1939.

Изначально те троллейбусы были зеленого цвета, но после войны их перекрасили в желтый, чтобы они гармонировали с трамваями (коричневого цвета) и автобусами (синего). Во время ухода немецких войск из Афин (1944) они прихватили с собой 2 из 12 «Фиатов», в результате пришлось использовать оставшиеся 10 троллейбусов.

Так сначала в Пирее в 1948 году начали ходить первые троллейбусы, и только потом, через 5 лет, появились троллейбусы в Афинах. А что интересно, люди медленно привыкали к новому названию «троллейбус» (τρολλεγμπας), и многие еще долго говорили, что я поеду на трамвае (греч. τραμ), имея в виду троллейбус, и называли водителя и контролера «τραμ-βαγέρηδες».

Знакомьтесь, самый первый троллейбус Fiat/CGE

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

Статьи о первых троллейбусах в газетах той поры

"После нескольких пробных запусков, в воскресенье, 27 декабря 1953 года, первые троллейбусы Афин официально вышли на линию  - Патисиа-Ампелокипи, Линия работала 16 часов в сутки, ее обслуживали 38 троллейбусов (примечание: Alfa Romeo 140 AF), а между начальной и конечной остановками было 16 остановок".

"С появлением троллейбусов был сделан первый большой шаг к решению транспортной проблемы столицы, чтобы пассажир не испытывал неудобств, а пешеход не подвергался опасности".

-13
Первый троллейбус Alfa Romeo 140 FA, 1953 год
Первый троллейбус Alfa Romeo 140 FA, 1953 год

Однако были и критичные статьи... "Было установлено, что 38 троллейбусов (а также 50 автобусов) недостаточно для обслуживания потребностей 100 000 афинян, которые ежедневно пользовались линией Патисиа-Ампелокипи. Те, кто был вынужден пользоваться общественным транспортом в часы пик, испытывали мучения в очередях и ехали в тесноте как сардины в банке" (греч. ζούσαν το μαρτύριο της ουράς και της σαρδελοποίησης).

-15

"В часы пик троллейбусы заполняются полностью с самого начала и часто проезжают остановки без остановки. Толпа, ожидающая транспорт на следующей остановке, пихаясь локтями, споря и ругаясь, пытается влезть внутрь, где пассажиры стоят в тесноте как сардины в банке (греч. όπου οι επιβάτες ήταν στριμωγμένοι σαν σαρδέλες). Одни страдания, досада и негодование!"

-16
При всем при том, несмотря на такие неудобства, никто ни разу не вспомнил добрым словом трамваи... Потому как они были опасны для жизни! Езда в трамвае - в дождь по скользким железным рельсам - по гористым улицам Афин напоминала катание на «русских горках» (у нас — американских).

Самый ценный экспонат - это греческий троллейбус

После итальянских «Фиат» и «Альфа Ромео» бороздили столичные афинские улицы троллейбусы, собранные греками в Греции, это ELBO (Ελληνική Βιομηχανία Οχημάτων), но исторической ценностью считается троллейбус греческого производителя Biamax с номером № 1127. 1968 года выпуска, прозванный «Falkonera». Он дожил до наших дней и ржавеет на задворках депо Nea Filadelfeia, пригород Афин. Также раритетом является троллейбус Biamax F600, выпущенный в единственном экземпляре (!) на основе автобуса тем же производителем в 1962 году.

Троллейбус Biamax № 1127
Троллейбус Biamax № 1127
Троллейбус Biamax F600, Афины, 1962.
Троллейбус Biamax F600, Афины, 1962.

В конце 70-х годов (точнее с 1977 по 2004 год) все итальянские и греческие троллейбусы в Афинах постепенно были заменены на советские троллейбусы марки ZiU-9 (1). В количестве 357 штук они ходили-бродили по выделенным маршрутам в районах Гази, Аттика и Нео Фалиро.

(1) ЗиУ-9 — советский (а позднее и российский) троллейбус. Аббревиатура ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого», то есть завод, названный в честь русского революционера Моисея Урицкого. До 1996 года эта аббревиатура также была товарным знаком производителя транспортных средств «Тролза».

ЗиУ-9 был впервые выпущен в 1966 году, но в массовое производство он поступил только в 1972 году и до 2015 года собирался вместе с другими, более совершенными троллейбусами на заводе «Тролза» (бывший ЗиУ). Общее количество выпущенных ЗиУ-9 троллейбусов превышает 42 000 единиц, что делает его самым массовым троллейбусом в мире.

Самый массовый в мире троллейбус ЗиУ-9/682
Самый массовый в мире троллейбус ЗиУ-9/682

Затем наступило время более современных и более удобных для пассажиров низкопольных троллейбусов. И с 1999 по 2004 год весь троллейбусный парк был заменён новыми троллейбусами: Neoplan Electroliner — это универсальный дуобус, производимый компанией Neoplan с 1999 года. Особенность модели — возможность работать как автобус и как троллейбус, при этом иметь два двигателя MAN и комплект тягового электрооборудования; Van Hool — это низкорамный троллейбус, высота пола от дороги — 300 мм, а с полной нагрузкой — 260 мм.

Neoplan Electroliner троллейбус в пригороде Афин.
Neoplan Electroliner троллейбус в пригороде Афин.
Van Hool троллейбус в Афинах.
Van Hool троллейбус в Афинах.

Последние новости

Сегодня по греческим СМИ распространяются, естественно разные новости, есть среди них и хорошие, например: "Согласно плану OASA, к 2027 году будет выведено из эксплуатации 130 троллейбусов, многие из которых находятся в эксплуатации уже два десятилетия, что приводит к частым поломкам и увеличению затрат. Вместе с ними начнется постепенный демонтаж металлических опор и линий электропередач, которые сегодня проходят через многие районы Афин, что изменит облик городского ландшафта.

Предполагается, что демонтаж инфраструктуры поможет улучшить эстетику районов, которые уже испытывают на себе интенсивное дорожное движение и негативную нагрузку на окружающую среду.

К концу десятилетия OASA планирует пополнить парк более чем 250 новыми электромобилями, что позволит удовлетворить большинство потребностей столицы, возможно, приобретя еще и троллейбусы от Yutong ZK 6128 BEVG с автономным ходом.

-22

Ведь с мая 2024 года в рамках программы модернизации транспортной инфраструктуры по всей Греции уже курсируют электробусы от китайского производителя Yutong: 46 бегают по дорогам Афин, 17 — в Салониках.

Электробусы считаются экологически чистыми и тихими, оснащены пандусами для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и зарядными устройствами для мобильных телефонов.

Мир новый наступил! Ура!