Найти в Дзене
Сретенский монастырь

КОНЕЦ СВЕТА

Это случилось в мае 2025 года. В ночь с первого на второе число. Когда вся страна собиралась длительно отдыхать и жарить шашлыки на природе. И случилось одномоментно у многих.

2 мая 2025 года у нас резко похолодало и выпало огромное количество снега, месячная норма. На деревьях уже была листва, и стволы не выдерживали, ломались или выворачивались с корнем под тяжестью мокрого снега. Они падали на линии электропередач, обрывая провода или выворачивая от натяжения столбы. Картина эта при свете дня оказалась чудовищной: тысячи поваленных, переломанных, вывороченных деревьев, сотни поваленных столбов, ошметки проводов линий электропередач, будто прошел какой-то сильнейший штормовой тайфун, сметавший всё на своем пути. А ведь это просто тихо выпал мокрый снег. Без света осталось огромное количество домовладений Московской области в Дмитровском, Клинском, Сергиево-Посадском и Солнечногорском районах. В Солнечногорском – это про нас.

Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Нет света – это не про то, что тебе темно, и ты вынужден отказать себе в удовольствии почитать любимую книжку вечером. Частный дом в Подмосковье с перспективой газа – это когда на электричестве у тебя абсолютно всё: вода, канализация (септик не работает без электричества), отопление (электрокотел), кухня (электроплита и опять же вода). И пусть удержатся добрые люди от вопроса про печку с дровами. В нашем случае это не вариант, ниже объясню, почему.

Уже второстепенным прицепом идут все осветительные приборы, компьютеры, роутеры и т. п. Я работаю на удаленке, поэтому это тоже важно: Интернет и компьютер для меня – мои рабочие инструменты. И праздничные дни тут ни при чем: есть объем работы, который надо выполнить независимо от выходных. Телефон тоже не зарядить.

Первым делом остановились занятия у детей: двое из шести готовятся к выпускным экзаменам с репетиторами онлайн (у них выходные тоже не сильно выходные).

К концу первого дня пошли в ход все пауэр-банки – для зарядки телефонов. В конечном итоге мы заряжали их по очереди в машине, когда мобильных источников подзарядки не осталось, точнее, когда они все разрядились. К слову, автомобильные заправки не работали. Местные магазины тоже не работали, еды не купить. И не приготовить, и не разогреть. Как мы ходили в туалет? Не спрашивайте… Тут уже не до отдыха и шашлыков. Надо как-то быт налаживать.

Благо, помимо скважины, есть колодец. Там набирали воду. Был баллон газа и газовый таганок – приспособились на улице на летней кухне готовить еду. В пуховиках, потому что было очень холодно.

Я молчу про сложившуюся под тяжестью мокрого снега 10-метровую теплицу и другие огородные приключения, не это было самое тяжелое, хотя теплицу и пришлось полностью разобрать и собрать потом заново.

Почему у нас нет генератора, как у всех нормальных людей? Потому что мы с перспективой газа. И все расчеты резервного подключения с аккумуляторами, бесперебойниками и генераторами сделаны под газовую схему, там другие мощности задействуются, а делать и на электрокотел, и потом на газовый – оооочень дорого. Мы терпеливо ждем этот самый газ уже третий год, и его даже в конце июня (прямо вот скоро) собираются все-таки нам пустить. Но 2 мая все было так, как было. Еще нюанс. Семья у нас большая: три поколения под одной крышей, 11 человек, поэтому и дом с Божией помощью построили немаленький. Соответственно, потребление огромное. И генератор (который на самом деле есть, шестикиловаттный) нам не помог бы никак. Если только холодильники на него отдельно через удлинитель запитать, но тогда пришлось бы держать приоткрытыми окно или дверь кухни, и мы бы просто замерзли. Ну, и печка с дровами не решение в нашем случае, как вы уже поняли, опять же из-за габаритов всего хозяйства.

Отключения электричества бывали у нас и раньше. И даже аварийные. И обычно нам все подключали обратно в течение двух часов. Но в этот раз все было иначе. Ремонтные бригады сбивались с ног. Люди работали в круглосуточном авральном режиме. Были привлечены бригады из других областей – местные просто физически не справлялись.

Нам оставалось только одно: терпеливо ждать. Первые сутки мы тупо ожидали подключения. А уже на следующее утро начали искать решения, как выживать. Потому что стало понятно: быстро эту беду не поправить. В конце вторых суток потекли холодильники, чуть позже – и морозильник. На улице тем временем стало теплеть, что лишило нас возможности сохранять продукты за бортом.

Без электричества мы прожили трое с небольшим суток. Не обошлось без чуда. Наш дом не остыл, хотя на улице по ночам был минус, да и днем было первые два дня очень свежо. Мы как ходили по дому в футболках, так в них и оставались все время. И нормальных объяснений этому явлению у меня нет. Точная наука физика говорит, что так не бывает. Но у нас милостью Божией было.

Что было самым тяжелым? Как это ни странно прозвучит, невозможность принять душ. Я специально спрашивала у всех членов семьи об этом. И все подтверждали: чувствуют себя бомжами, и от этого очень тяжело. Это я сейчас не чтобы оскорбить людей, которым негде жить. Это простое понимание, что если тебе элементарно негде помыться некоторое время, то от всех будет одинаковый запах… Нас выручали влажные салфетки. Тем, кому реально негде и нечем поухаживать за собой, гораздо сложнее в этом отношении.

Были и положительные моменты. По вечерам дети не сидели в телефонах, а играли в настольные игры при свечах. В конце третьих суток я заметила страшную усталость членов семьи от всей этой ситуации, от бытовой неустроенности, хотя мы все вместе и очень старались преодолевать бытовые трудности, и весьма успешно, надо сказать. Сильно возросло раздражение. Все прямо держались из последних сил, чтобы сохранять нормальный психологический климат в семье, это очень считывалось, сильно чувствовалось. И я подумала: какие же мы немощные… Всего лишь нет света, а мы уже не выдерживаем. Оказывается, это очень тяжело, когда нет света. Дополнительно давило то, что в центре нашей деревни свет уже давно дали, а на нашей новозастроенной улице – нет. Было ощущение, что про нас забыли. И эта оставленность сильно смущала сердце.

Когда в середине четвертых суток нашего блэкаута подачу электроэнергии восстановили, мы были самыми счастливыми людьми на свете!

Недавно мой супруг общался с клиенткой по работе. Разговорились, как это бывает. Она женщина уже пожилая, всякого насмотрелась за долгую жизнь. И она заговорила про эти майские праздники, которые стали вовсе не праздниками для тысяч и тысяч людей:

– Представляете, как Господь нам всем показал, чего мы стоим? И заметьте: ведь это был не всемирный катаклизм. Не ураган со множественными жертвами, не цунами, как на Фукусиме. Просто снег. Такой обычный зимой и не очень обычный в мае. Всего лишь тихий снег. И какая человеческая немощь! Мы ничего не можем. Без Бога мы не можем ни-че-го!

Фото: Василий Кузьмичёнок /Агентство «Москва»
Фото: Василий Кузьмичёнок /Агентство «Москва»

И она совершенно права, эта мудрая женщина.

Мы пережили свой локальный конец света. И нам было очень тяжело. По этому поводу в голове родилось много мыслей.

Что есть свет в нашей жизни? Свете Тихий – это Христос. Мы поем это на каждой вечерней службе.

Когда Господь преобразился на горе Фавор, Он сиял ярким светом.

Сам Христос часто именуется Светом: Он – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9); Господь Сам о Себе говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12); «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9: 5); «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12: 46).

«Свет Христов просвещает всех!» – провозглашает священник на литургии Преждеосвященных Даров, держа в руках горящую свечу, на которой, если присмотреться, именно эти слова и бывают часто написаны.

И святые отцы говорят: «Господь Иисус Христос – есть настоящий и высший духовный Свет миру».

Когда в жизни нет этого Света, тяжело неимоверно. Гораздо тяжелее, чем без света тварного, потому что мрак человеческой души – это гораздо страшнее, чем мрак ночи. И какая ремонтная бригада отремонтирует человеку его поврежденные проводочки для приятия Божией благодати? Кто включит тебе этот Свет? «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11: 27). Мы можем только просить. Молить Господа Иисуса Христа. И терпеливо ждать. Когда же нам будет дарован этот Свет.

И еще вспомнилось, как наш приходской батюшка отец Сергий как-то давно сказал на проповеди:

-3

– Каждый молящийся православный христианин – это горящая свеча. Пока творится молитва, свет этой свечи горит и освещает все вокруг. Когда православных не останется, когда в людях иссякнет вера, молитва прекратится, погаснет последняя молитвенная свеча, и света не будет. Наступит КОНЕЦ СВЕТА.

Эта такая простая мысль потрясла меня своей глубиной.

Свет молитвы в молящемся – это и есть свет Христов. И когда не останется духовных приемников, тех, кто способен воспринимать свет Христов, когда под тихим, как тяжелый майский снег, вкрадчивым и лукавым воздействием прелестей мира сего сломается последний духовный ретранслятор, способный принимать и передавать свет Христов – последний верующий во Христа Спасителя, тогда и будет конец света. Просто потому, что такой мир, в котором нет света Христова, не имеет смысла. Не должен существовать.

Наталья Ващина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм