Успех и слава ее не возвысили, только разрушили судьбу. Побывав на пике славы, она превратилась в пьяницу. Актриса ему завидовала, но не разводилась - их брак стал на удивление крепким...
27 июля 2025 года Анастасии Вознесенской исполнилось бы 82 года. Зритель запомнил её по фильмам «Гараж» и «Майор Вихрь», но настоящей славы ей досталось куда меньше, чем она могла бы заслужить. Так же ее напрягало отсутствие детей. Все то были личные драмы Анастасии Вознесенской, которые она переживала самостоятельно...
Почти шесть десятилетий Вознесенская прожила рядом с Андреем Мягковым, любимцем миллионов, звездой советского экрана. Их брак стал редким примером крепкого союза в артистической среде. Но за внешним благополучием скрывались трудные чувства: внутренняя борьба, зависимость, творческая нереализованность и ревность к успеху супруга.
После триумфа «Иронии судьбы» Мягков стал легендой советского кино,
и Вознесенская осталась в его тени. Она была талантливая, но нераскрывшаяся в полную силу. Почему так вышло, к чему были эти чрезмерные алковозлияния? Вопрос открытый. Слишком многое в этой истории указывает на то, как хрупка бывает грань между сценой и жизнью. Как Анастасия Вознесенская боролась с пьянством, и почему так и не реализовала свой актерский потенциал?
Анастасия Вознесенская родилась в Москве 27 июля 1943 года. О её детстве почти ничего не известно, потому что многое она не помнила, или не любила говорить о личном, держалась очень сдержанно. После школы Настя поступила в Школу-студию МХАТ, училась на курсе Василия Маркова. Там же познакомилась с Андреем Мягковым, который был старше на 5 лет.
В 1963 году, когда Анастасии было 20 лет, влюбленные сыграли свадьбу. Оба еще учились, жили скромно. Однокурсники шутили, что Мягков с женой как сиамские близнецы, потому что всегда были вместе и практически не расставались. А супруги решили, что будут работать только вдвоём и нигде порознь - это было правило их жизни.
В 1965 году Анастасия закончила учёбу, её пригласили в театр «Современник». Но она поставила условие: возьмите нас обоих, иначе я отказываюсь. Это требование многих удивило, но Олег Ефремов неожиданно согласился. Позже, правда, говорили, что ему очень понравилась сама Вознесенская, красивая и талантливая, а Мягкова он просто принял за компанию.
Настоящий успех в кино пришёл к Анастасии Вознесенской после роли радистки Ани в популярном сериале «Майор Вихрь», который вышел в 1967 году. Зрители сразу полюбили скромную, живую и очень обаятельную героиню. Молодая актриса проснулась знаменитой, и её имя стали узнавать. В театральной среде Мягкова тогда даже называли «мужем Вознесенской», потому что его карьера на тот момент шла куда медленнее. Кто же знал, что вскоре будет совсем наоборот.
В конце 60-х и начале 70-х Анастасия снималась часто. Каждый год она появлялась в двух или трёх фильмах. Причем роли были разноплановыми. «Пароль не нужен», «Адам и Хева», «Вы мне писали…» - эти фильмы получили много хороших откликов. Режиссёры ценили её за надёжность и характер.
Но особенно яркой оказалась работа Вознесенской в фильме «Гараж» Эльдара Рязанова в 1979 году. Фильм «Гараж» стал настоящей сатирой на советскую действительность, где через спор о распределении гаражных мест показана вся абсурдность бюрократии и человеческих слабостей.
Действие разворачивается в одной комнате, где собрались члены гаражного кооператива, чтобы решить, кто останется без заветного бокса. Вознесенская сыграла Кушакову - самоуверенную, язвительную начальницу рынка, которая не привыкла уступать и явно не ожидала, что ей придётся бороться за своё место. Её героиня получилась живой, узнаваемой и очень выразительной. Несмотря на небольшой хронометраж роли, Вознесенская запомнилась зрителям, а её сцены стали одними из самых цитируемых в фильме.
Забавно, что сыграть в этом фильме ей помог муж. Рязанов не сразу согласился взять Анастасию, и утвердил эту актрису только после того, как от роли отказалась Алла Демидова. К тому времени ситуация в звездной семье уже изменилась. Теперь звездой стал Мягков. Его знали все благодаря «Иронии судьбы» и «Служебному роману», а Вознесенская была уже в его тени.
В середине 70-х в их совместной жизни наступил трудный период. Андрей Мягков прославился на всю страну. Его лицо узнавала каждая домохозяйка, его цитировали, его приглашали в лучшие фильмы. Он стал любимцем публики. Анастасия в это время почувствовала, что значит, остаться за кадром. Режиссёры звонили редко, новых ролей почти не было.
Близкий друг семьи Борис Криштул вспоминал, что Анастасия болезненно переживала успех мужа. Она ревновала его не к женщинам, а к вниманию, которое теперь ему доставалось. Это было похоже на внутреннюю борьбу. Криштул говорил, что она буквально разрушала Мягкова своей ревностью. Всё это сильно било по самооценке актрисы и привело к проблемам с алкоголем.
Из-за зависимости Вознесенская начала срываться, и съёмки с её участием стали большой проблемой. Ее и так мало приглашали. а теперь уже режиссёры просто не хотели рисковать. В те годы пьющих актёров старались не брать, если можно обойтись без них. Анастасия была талантливой, но её роли легко отдавали другим, потому что ее было кем заменить.
Но Мягков не отвернулся от спивающейся жены. Он не бросил её и не ушёл. Наоборот, старался поддержать и буквально проталкивал в те фильмы, где сам снимался. Часто он ставил жёсткое условие режиссерам: либо Анастасия будет в проекте, либо он тоже отказывается от участия. Так, например, Андрей Мягков не стал сниматься в «Большой перемене», потому что режиссёр Алексей Коренев не захотел брать Вознесенскую на роль учительницы. По слухам, благодаря поддержке мужа Анастасия получила не меньше 13 ролей.
Ещё одной непростой темой в жизни Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова было отсутствие детей. В интервью они всегда говорили, что это было их общее и осознанное решение. Они объясняли, что полностью отдавались профессии и просто не видели в своей жизни места для семьи с детьми. «Мы хотели, но, наверное, не настолько, чтобы действительно захотеть», — откровенно признавалась Вознесенская. Кино и театр были для них не работой, а образом жизни.
Но не все верили в эту версию. Одна из коллег актрисы рассказывала, что в молодости у Анастасии произошёл выкидыш. После этой трагедии она так и не решилась снова пройти через подобное. Возможно, именно этот опыт стал настоящей причиной того, что детей у пары так и не появилось.
Их отношения пережили немало испытаний, но одно из самых деликатных связано с Олегом Ефремовым. Когда он перешёл из «Современника» во МХАТ, он пригласил за собой и Мягкова с Вознесенской. В то время, по рассказам коллег, Ефремов начал оказывать Анастасии особые знаки внимания. На одном из вечеров они уединились, пока Мягков молча сидел с остальными на кухне.
Один из гостей не выдержал и спросил: «Ты чего сидишь? Делай хоть что-нибудь». На что Мягков спокойно ответил: «А что я могу? Это же Ефремов…» Эта история казалась странной, но в итоге на отношениях пары она не отразилась, и с самим Ефремовым Мягков сохранил рабочие отношения.
***
Творческое наследие Анастасии Вознесенской сегодня сложно назвать по-настоящему оценённым. Да, она была Народной артисткой России, это звание ей присвоили в 1997 году, но талант раскрылся не в полную силу.
За свою жизнь Вознесенская получила государственные награды, в том числе орден Почёта и орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Но громкой славы в одиночку она так и не добилась.
На сцене Вознесенская была яркой, тонкой и живой. Её роли в спектаклях «Чайка», «Утиная охота», «Серебряная свадьба», «Привидения» запомнились зрителям своей точностью и эмоциональностью. Один из театральных критиков писал, что Анастасия умела достоверно и глубоко сыграть любую героиню, будь то простая женщина из жизни или персонаж с необычным, карикатурным характером. Она всегда добавляла в образ что-то личное и настоящее. И всё же часто оставалась в тени, сначала своего супруга, потом просто времени.
К началу 90-х годов карьера Вознесенской пошла на спад. После 1993 года она почти не снималась. В театре у неё осталась только одна роль: странноватая, эксцентричная бывшая балерина Песочинская в спектакле «Ретро», который, кстати, ставил сам Мягков. Эта работа оказалась для неё последней.
В 2009 году актриса перенесла инсульт. С этого момента о возвращении на сцену уже не шло и речи. Состояние здоровья ухудшалось. У Анастасии Валентиновны был сахарный диабет, проблемы с сердцем. Несмотря на собственные болезни и две операции на сердце, Мягков до конца ухаживал за женой. Он был рядом, помогал, оберегал.
В 2018 году случился повторный инсульт. После этого здоровье резко пошло вниз. Когда 18 февраля 2021 года не стало Андрея Мягкова, Анастасия была в очень тяжёлом состоянии, и не смогла прийти на похороны мужа. Год спустя, 14 января 2022 года не стало и самой Вознесенской.
Причиной смерти стали осложнения после коронавируса. Их похоронили рядом на Троекуровском кладбище. Летом 2023 года на могиле появился общий памятник. Они снова оказались вместе, словно поддерживая друг друга, впрочем, как и жили почти всю свою жизнь.