Христос посреди нас!
Сегодня в храме не допустили до причастия одного человека. Видно было, что человек упрашивает батюшку допустить его до причастия. Священник был непреклонен.
В связи с этим интересно поразмышлять над тем, а имеет ли священник право допустить или не допустить православного христианина до причастия.
Сам по себе вопрос, как многим скорее всего покажется, выглядит очень дерзко.
Но, если принять во внимание то, что священник такой же недостойный Христа и причастия человек как и все другие миряне, к тому же исповедуется сам крайне редко, один-два раза в год или и того реже, тогда возникает вопрос, откуда такая несправедливость?
Неужели принятие человеком сана автоматически ставит его выше остальных людей, либо делая чище, святее, достойнее?
Если мы посмотрим на Христа, то будучи Богом на Земле, имея неограниченную власть, неограниченную силу, зная все согрешения каждого человека, разве мы видим во Христе хоть что-то подобное?
Разве Христос кого-то отверг, не допустил к Себе?
Нет. Христос всех призвал, всех допускал, всех кормил, всех прощал.
Христос оставил достаточно задокументированных примеров для священников и епископов, как нужно поступать с самыми разными людьми: с блудницами, с разбойниками, с махинаторами, с гонителями Самого Христа, с сильными мира сего, с ворами и простыми людьми.
Когда Христос кормил в пустыне тысячи людей не считая жен и детей, устраивал ли Христос исповеди, проверки, фильтрацию, исключения? Ставил ли Христос хоть какие-нибудь условия?
Христос кормил до сыта всех, так, что еще и оставалось, что уже не могли съесть люди.
И в отношении Евхаристии, прообразами Которой является эта еда в пустыне и манна небесная, Христос принимает всех.
Даже Марию Египетскую Христос допустил к себе сразу же. Сколько времени Мария не могла войти в храм никто не знает, но не более нескольких минут или часов, но не дни и не недели.
Так откуда же мы взяли такое за правило, что пока сотни тысяч людей заняты мирским, и сущие единицы и десятки пришли в храм, и по отношению даже к этим людям священники делают то, что Христос не делал тысячам людей?
Даже блудный сын, который не только с девочками развлекался, промотал деньги отца, но и оскотинился до бомжа, был принят незамедлительно. Хотя наверное стоило его хотя бы пару деньков подержать с рабами. Но позиция Христа однозначно иная - простить без всяких истязаний, испытаний, задержек и тут же наградить!
Чем оправдается священник перед Христом?
Тем, что с ним поступали также? - да вы не представляете через какие испытания мне пришлось пройти в семинарии! Меня не допускали и вообще имею право!
И вообще есть Устав, есть правила, есть святые отцы и их примеры, в конце концов так все священники поступают, нас так учили! И мне дали право решить и вязать, и вообще зачем тогда я здесь нужен? Нет, я так не могу, что же тогда у меня останется, если я начну всех подряд допускать. Мне епископ так велел.
И много чего еще скажет сословие священнослужителей. И самое, что более чем естественное и даже несказанное будет звучать: и вам ли грешным нас учить?
Пытаясь представить ситуацию с проповедающим на горе Христом, мы не видим нигде в описаниях того, что на отдалении стоят апостолы и проверяют приходящих послушать проповедь Христа о том, что приблизилось Царствие Божие, бессмертие, радость, утешение, и что Христос действительно пришел, и Иисус, сын Марии и Иосифа и есть Тот Воплотившийся Мессия, о Котором пять с половиной тысяч лет говорили пророки и праведники. Мы не слышим, что Христос наставляет так поступать апостолам - не допускать и не проповедовать грешным.
Чем можно успокоить недопущенного до причастия?
Тем, что так как человек нашел силы прийти, нашел силы исповедоваться, слушал Слово, молился и хотел причаститься, то конечно Причастие осуществилось и не нужно себя ни корить, ни осуждать. Достаточно и того, что на нас непрестанно клевещет дьявол и наговаривает то, чего нет и толкает на то, что никогда бы человек не сделал.
Если есть возможность, то пойти тут же в другой храм и нисколько не сомневаясь и ненакручивая себя, спокойно постараться еще раз подойти на благословение и причаститься, вспоминая многие слова Христа: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел взыскать и спасти погибшее; если б вы знали, что значит милости хочу; сегодня же будешь со мной в Раю; где твои обвинители? И Я тебя не обвиняю, или и больше не греши; прощать нужно согрешающему брату каждый день до бесконечности, тем паче Христос, Кто умер за все наши грехи.
Нас грешных мирян конечно же начинают обличать дальше: своими грехами, вы распинаете Христа, уподобляетесь тем, кто предал Христа.
Но ведь и были среди распинателей те, кто тут же покаялся и уверовал во Христа, были и среди Синедриона тех, кто в Христа уверовал и промолчал в защиту Христа, и даже предатель Иуда был причащен.
Без причастия быть может он натворил бы дел намного больше: сдал бы апостолов, Пресвятую Богородицу, активных христиан. А причастившись мы видим как у вора просыпается совесть, и вор! даже возвращает деньги.
Трудно конечно батюшкам идти против рожна: против епископов, коллег, учителей, традиции. Поэтому за наше недопущение мы не должны их осуждать, злословить и прочее. Только любовь, а Любовь есть Христос, может смягчить сердце батюшек и найти способ перестать выполнять эту чуждую Христа и любви роль надзирателя и Вершителя судеб людей.
Но молчать мы не должны, ибо с молчания народа Христос и был предан на распятие.
+