Найти в Дзене
BFM.ru

Хотите купить товар «18+» — подтвердите возраст через биометрию

Пока это пилотный проект, биометрия может использоваться, например, при покупке энергетиков, пиротехники, книг «18+» и подобных товаров. Подтверждение возраста может осуществляться с помощью государственной Единой биометрической системы

   Photojuli/Фотобанк Лори
Photojuli/Фотобанк Лори

Обновлено в 16:00

Власти планируют запуск пилотного проекта на маркетплейсах, в рамках которого возраст для покупки товаров для взрослых нужно будет подтверждать через биометрию, пишут «Ведомости». По данным издания, вице-премьер Дмитрий Григоренко направил поддержанное президентом поручение в Минцифры, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Роспотребнадзор и Росалкогольтабакконтроль.

Планируется, что это будут применять, например, при покупке энергетиков, пиротехники, книг «18+» и подобных товаров. Алкоголя и табака это пока не коснется. Подтверждение возраста может осуществляться с помощью государственной Единой биометрической системы.

Сейчас в ней можно зарегистрироваться даже онлайн: требуются только смартфон с камерой и микрофоном и учетная запись на «Госуслугах». Нужно сфотографироваться на камеру и произнести три последовательности цифр. Как может работать покупка товаров по биометрии, рассуждает селлер, эксперт по маркетплейсам, СЕО школы «Меркатус» Лео Шевченко:

— На продажи на маркетплейсах это повлияет сильно, поскольку многие покупатели хотят остаться незамеченными, потому что это все-таки товары интимного характера, они не хотят, чтобы про них знали все вокруг, тем более, понимая, что «Госуслуги» аккумулируют данные. Поэтому я думаю, что будет небольшое падение рынка, в офлайн уйдут, если там не будет биометрии, и, конечно, я считаю, что эта мера лишняя.

— Как это может работать?

— Я думаю, это будет просто аутентификация через «Госуслуги». То есть тебя перекидывают на сайт «Госуслуги», ты подтверждаешь личность и обратно переходишь на сайт маркетплейса.

Раньше правительство уже поднимало вопрос о том, чтобы верификация пользователей маркетплейсов проходила с помощью биометрии, и тогда бизнес подсчитал, сколько это будет стоить. Рассказывает председатель и исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронной коммерции Евгения Черницкая:

Евгения Черницкая председатель и исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронной коммерции

«Если садиться и считать, то один вход пользователя на маркетплейс будет стоить 7 рублей. Очевидно, что расходы лягут и распределятся равномерно по всей отрасли, это ляжет бременем и на предпринимателей, и в конечном счете на потребителя. Ранее, например, было принято решение, что технически все еще нет возможности проверять достоверность данных. Если мы говорим о том, что все категории товаров 18+ будут подпадать под ЕБС и верификацию пользователей, значит, наверное, это открывает возможность выхода и таких категорий, как алкоголь и табачные изделия на маркетплейсы. Готов к этому законодатель? Здесь тогда должна быть улица с двухсторонним движением. Поскольку у нас сегодня потребитель все привык получать в онлайне, почему тогда товары для взрослых одновременно с каким-нибудь российским вином он не может купить на каком-то из маркетплейсов?»

Пока в Единой биометрической системе есть данные далеко не всех россиян, и неизвестно, как люди отнесутся к тому, что их биометрию будут использовать еще и маркетплейсы. Рассуждает генеральный директор компании «Поставщик счастья» Дмитрий Коробицын:

Дмитрий Коробицын генеральный директор компании «Поставщик счастья»

«У нас, например, целевая аудитория нашей категории — это люди 35-45 лет. Люди в возрасте до 18 лет не являются нашей целевой аудиторией. Если вдруг они попадают в какие-то наши маркетинговые и другие процессы, бизнес от этого несет только издержки. И если каким-то образом получится эту аудиторию отсечь, то бизнес только скажет спасибо. Другой вопрос, кто понесет затраты на создание этой инфраструктуры? Еще один аспект, если посмотреть с точки зрения конечного потребителя, то у меня лично есть высокая степень доверия нашему государству, нашим банкам, я готов себя идентифицировать через биометрические данные. Но отдавать свои биометрические данные в открытый интернет — другое дело».

В «Яндекс Маркете» «Ведомостям» заявили, что изучают параметры пилотного проекта и планируют участие в нем. В Ozon от комментариев отказались, а представитель Wildberries отметил, что верификация по биометрии может быть полезной, особенно для торговли алкогольными и табачными изделиями, но для товаров с возрастным ограничением это избыточно, так как «на платформе уже реализованы мер контроля — от скрытия карточек «18+» до обязательного предъявления паспорта при получении».

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»