Рассказывая об Алтае, нельзя не упомянуть село Сростки, приютившееся у подножия горы Пикет на правом берегу бирюзовой Катуни, на легендарном Чуйском тракте. Здесь, среди алтайских предгорий, 25 июля 1929 года родился Василий Макарович Шукшин – писатель, режиссёр, актёр, чьё имя стало символом простой русской души.
Для Шукшина Алтай был не просто местом рождения, для писателя и актера он был источником силы и вдохновения. Василий Макарович видел Алтай не глазами туриста, а сердцем сына, познавшего и его суровую красоту, и тяжёлый крестьянский труд. Эмоции, с какими описывал Шукшин родной край, наполняют меня искренним восторгом:
«...как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором».
«Весь свет клином на Алтае сошёлся, и самое яркое окошко – мои Сростки».
Именно здесь, в Сростках, среди знакомых с детства лиц и судеб, открытых ему «как линии на ладони», Шукшин черпал сюжеты и характеры. Его герои – плоть от плоти этой земли, с её широтой, прямотой, юмором и неизбывной болью. Алтайская природа, река Катунь, «чистая и светлая — каждую песчинку на дне видно», стали не просто фоном, а полноправными действующими лицами его книг и фильмов. Знаменитую шофёрскую балладу «Есть по Чуйскому тракту дорога» он ввёл в свой фильм «Живёт такой парень», сделав её гимном дороги и людям, её осваивающим.
Любовь Шукшина к малой родине была взаимной и остаётся таковой и поныне. В Сростках память о великом земляке — живое, трепетное чувство.
Скромный кирпичный дом, купленный Шукшиным на гонорар за роман «Любавины» для матери, Марии Сергеевны — сердце мемориального комплекса Дом Матери. Здесь отдыхал душой, писал «с каким-то остервенением, с неистощимой силой» рассказы и сценарии Василий Макарович.
Сохранились вещи, обстановка, яблони в саду, которые помнят шаги писателя. Прикосновение к этому миру – прикосновение к истокам его творчества. Здание старой Сростинской школы, где учился, а позже недолго и преподавал Шукшин, теперь – главное здание Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина. Тысячи экспонатов – от школьной парты до рукописей – рассказывают о его жизни и пути. Здесь же можно увидеть удивительное родословное древо семьи Шукшиных, уходящее корнями в XIX век.
На вершину Пикета, Шукшин любил подниматься, чтобы окинуть взором бескрайнюю пойму Катуни и родные просторы. Здесь в 2004 году установлен памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова. Шукшин сидит босой, в простой одежде, задумчиво глядя на любимые места – точь-в-точь как в финале его фильма «Печки-лавочки». Надпись на постаменте лаконична и ёмка: «Василию Макаровичу Шукшину с любовью русские люди».
Каждый год, в июле, гора Пикет преображается. На Шукшинские дни (или Всероссийские Шукшинские чтения) здесь собирают тысячи людей со всей страны. Поэты, писатели, актёры, музыканты, простые почитатели таланта – все, кому дороги его слово и его боль за человека. Поляна у памятника едва вмещает всех желающих «сказать и услышать о Василии Макаровиче Шукшине доброе слово». Это не официальное мероприятие, а скорее всенародное поминовение, доказательство того, что Шукшин жив в сердцах людей, что его правда, выстраданная на алтайской земле, по-прежнему нужна и важна.
Здесь в селе Сростки помнят его не как далёкую знаменитость, а как «Василия Макаровича» – своего, сросткинского, сына и брата. Здесь чтят его память не музейной тишиной, а живой, шумной, искренней любовью, которая, как и его Алтай, – «редкая, первозданная красота». Как писал сам Шукшин, размышляя о предках, нашедших эту землю: «Они обрели – себе и нам, и после нас – прекрасную родину». И он, Василий Шукшин, стал её самым пронзительным и самым любящим голосом.