Найти в Дзене

«Лихие»: 90-е закончились не для всех

Дальний Восток, конец 1980-х. Мужественный пасечник Павел Лиховцев (Артем Быстров) живёт в деревне с женой (Елена Николаева) и двумя сыновьями – Женей (Савелий Кудряшов) и Васей (Глеб Кулаков). Семья небогата: изба, корова, простой сельский быт. В свободную минут Павел учит детей охотиться – cкоро этот навык им пригодится.

-2

По приглашению старого друга по прозвищу Краб (Александр Голубев) Лиховцевы в поисках лучшей доли переезжают в Хабаровск. Там отец семейства быстро становится членом организованной преступной группировки, занимающейся рэкетом и убийствами. В «работе» киллера Лиховцеву-старшему помогает сын Евгений. За первым убийством следуют другие, пока Павел не знакомится с крупным преступным авторитетом Джемом (Артур Иванов). С той поры судьба семьи связана с восхождением Джема на вершины дальневосточного криминала.

Параллельно развиваются события в другом временном пласте. Уже в наши дни Лиховцев-младший (Евгений Ткачук) похищает собственного сына, чтобы отвезти его на малую Родину и, в конце концов, приобщить к семейному «бизнесу». Его бывшая жена (Полина Максимова) с помощью следователя Карамазова (Гела Месхи) идёт за Лиховцевым, чтобы вызволить мальчика и обезвредить экс-супруга.

Такова в двух словах завязка сюжета. Но, конечно, сериал повествует не только и столько о бандитском мире Дальнего Востока.

Название, отсылающее к устоявшейся характеристике 1990-х, в то же время образовано от прозвища отца и сына Лиховцевых. Вообще лента затрагивает большой спектр тем: вечную проблему отцов и детей, вопрос взросления как человека (Евгений Лиховцева), так и страны (новая Россия), тему мужественности. Наконец, работу Юрия Быкова можно рассмотреть в русле тенденции «поворота на Восток», что дает двоякий результат. С одной стороны, оператору Глебу Вавилову есть где разгуляться – камера с удовольствием «разглядывает» суровую и лаконичную красоту земли, такой непохожей на среднюю полосу России: озера, шхеры, холмы и леса. С другой, место действия можно определить как отечественный аналог американского фронтира, а главных героев – как современных ковбоев, творящих добро и зло, справедливость и беззаконие вдалеке от Большой земли.

-3

Неслучайно сериал основан на реальных событиях. Прототипами главных героев стали киллер Павел Тихомиров по прозвищу Егерь и его сын Евгений Демин – они тоже родом из небольшого села под Хабаровском. «Литовко тогда было богатым поселением охотников и пасечников в окружении сопок, марей и тайги. Хорошие деревянные дома, по четыре квартиры. Чистые тротуары из гладких досок, отшлифованных ногами за десятилетия. Отец занимался только охотой и пчелами, на пике он держал здесь двести ульев. Молоко, мясо, мед были у нас всегда, абсолютно. В тайге отец ничего не боялся, лес буквально был его стихией», — рассказывал в интервью сам Демин.

Закаленный суровыми условиями жизни в тайне, Лиховцев-старший не пропадёт и в каменных джунглях. Во многом на контрасте между идиллическими картинами первозданной природы и опасностями жизни в большом городе, где силой и властью обладает самый хищник – человек, строится сюжет сериала.

-4

Конечно, невозможно говорить о 90-х и не затронуть работу силовых органов. За образы милиционеров в «Лихих» отвечают уже упомянутый Карамазов и персонаж крайне харáктерного артиста Евгения Харитонова – следователь Зозуляк. Если «дальневосточник» Зозуляк отвечает за «местный уровень», то прибывший из центра Карамазов намекает на близкий конец эпохи.
Привлекают «Лихие» и интонацией. Даже рассказывая о времени, с которым у многих зрителей связан болезненный личный опыт, сериал не вдаётся в смакование «чернухи». За портретами бандитов и убийц и повествованием о тяготах жизни в эпоху перемен кроется любовь к стране, к людям, многие из которых не по доброй воле боролись за кусок хлеба самыми постыдными способами…

…31 мая в перерыве финального матча Лиги чемпионов сервис Okko показал трейлер второго сезона «Лихих». Судя по репликам главных героев, место действия станет ближе к Москве. Слоганом сезона стала фраза «90-е закончились не для всех». И правда: недаром сейчас мы переживаем новую волну проектов, связанных с той эпохой – одновременно близкой и далёкой, ушедшей в прошлое и как никогда актуальной.
Наверняка кинематографисты ещё не раз будут обращаться к противоречивому десятилетию (интересно было бы увидеть, например, портрет 90-х через призму опыта СВО), а зрители – ждать проекты, которые отразят наш непростой опыт.