Конечно, я не могла не обратить внимание на игру, которая так и плещет отсылками в моей любимой пошаговой стратегии юности — «Героям Меча и Магии» (я фанат третьей части), но вот почему-то опробовать её не удавалось довольно долго, а ведь уже вышла вторая часть.
ПРАВИЛА
Вся игра строится на том, что участники записывают развитие своей фракции маркером на собственном планшете.
Каждая фракция имеет уникальный набор зданий и свойств — в игре таких всего 6, и они разные по сложности их управления и очевидности тактики игры.
Во главе угла игры стоит система приказов: первый игрок вписывает числа от 1 до 4 в ячейки 4 из 5 приказов игры — это задаст их последовательность выполнение и силу каждого действия. Например, если вы поставили в движение «2», то перемещение будет выполняться вторым и на 2 единицы движения. Если в монеты поставить «1», то первым делом вы получите 1 монету.
Всё сложнее со зданиями: число, указанное в ячейке здания, говорит, постройку какой сложности максимум вы можете возвести.
В этот же момент можно нанимать юнитов — если вам хватает монет и здания, «производящие» этих юнитов, у вас к моменту найма уже возведены.
В игре здания каждой фракции варьируются от 1 до 4 уровня, и, если первый игрок вписал «2» в действие постройки, вы не можете построить здание третьего или четвёртого уровня, даже если вам хватает на это ресурсов.
Кстати, про ресурсы: в игре их всего три (дерево, камень, золото), и вы, помимо как за действия, можете добывать их, нападая на монстров, захватывая крепости и просто останавливаясь на территориях, где вас ещё не было.
Интересно, что перемещение в игре происходит взакрытую — после него игроки озвучивают, в каких регионах они остановились. Если в одном и том же, то в порядке очерёдности хода они могут пожелать сразиться друг с другом: если хоть кто-то за, происходит бой. В бою каждый из участников (их может быть больше двух) выставляет желаемое количество имеющихся юнитов на битву — после чего планшеты открываются и подсчитывается самый сильный — он получает либо ресурсы по разнице силы с самым слабым игроком, либо крадёт артефакт, либо может выбрать получить ресурсы с самого слабого непобеждённого монстра на своём планшете.
После любой из битв все игроки теряют выставленных в бой воинов, несмотря на победу или поражение. То же самое происходит, если вы нападаете на крепость — вы получаете за победу очки и ресурсы, но крепость вдобавок ещё пропадает с радаров других игроков.
Если вы остановились на территории в одиночку — всегда можете сразиться с самым левым неповерженным монстром на своём планшете.
Ну и пара слов об артефактах. Для каждой фракции они находятся в одинаковых местах карты, но при этом свойства их уникальны для каждого народа. Чтобы забрать артефакт, недостаточно просто остановиться на территории, где он находится: нужно ещё выполнить требование, которое указано, чтобы им завладеть. Например, посетить 4 региона с горами или потратить 12 дерева.
Бонусы артефактов самые разные: какие-то дают очки или ресурсы, другие — новых воинов в вашу армию, третьи — прокачивают вашу фракцию.
По истечении 16 раундов вы подсчитываете очки за взятые крепости, поверженных монстров, построенные здания, захваченные артефакты и набранные ресурсы и определяете победителя, настоящего героя этих земель.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
У меня особые отношения с играми, где нужно много стирать и снова писать, — отчасти поэтому я так долго откладывала партию в эту игру.
Но сама идея уместить стратегию в планшет и маркер как будто классная — ну в какую вы ещё настолку с подобной глубиной сможете поиграть, например, в самолёте?
Моя основная точка интереса в игре — асимметрия фракций. Я играла за гномов, и они показались мне довольно сильными ребятами (изначально я взяла себе среднюю сложность, а девчонкам отдала людей и некромантов, потому что было написано, что за них играть попроще) — ну и по итогу у меня был довольно сильный перевес в очках, и в какой-то момент, ближе к финалу, мне стало практически нечего делать в игре: здания я все построила, монстров всех поразила — остались только крепости для получения ПО, ими я и занималась на последних ходах.
Возможно, так произошло, потому что мы ни разу за партию не посражались — этот момент в игре хоть и довольно интригующий, потому как он подразумевает блеф, но и при этом фрустрирующий, потому что драться тебе по большинству не хочется вообще — ты теряешь юнитов, которых так долго набирал, часто не имеешь особого профита с этого, потому что у соперника нет нужных тебе ресурсов или артефактов.
Ещё я допускаю, что в партиях вдвоём реально за игру не пересечься практически ни разу — просто потому что очень сложно угадать, какие планы у соперника и куда он собирается прям сейчас заглянуть, а ещё при этом нужно самому туда успеть.
В общем, поэтому наша партия выглядела больше как знакомство с фракциями, их способностями и умениями, и вот этот вариант игры меня скорее устраивает.
Что ещё получилось интересно, на мой вкус, в игре — это система приказов. Она позволяет ловить баланс между жадностью и последовательностью, а ещё является точкой взаимодействия между участниками.
Что точно не моё — по несколько раз за ход «набираю, сбрасываю, снова набираю»: вписываешь ресурсы, стирая и указывая новое значение, потом тратишь — снова стираешь старое и записываешь новое, а потом перемещаешься, снова получаешь — снова стираешь и записываешь новое число. И это часто по каждому ресурсу в каждый ваш ход. Понимаю, что без этого бы всё не уместилось на один планшет, но от этого бесит не меньше:)
Пока я бы как будто хотела сыграть ещё за кого-нибудь (возможно, за наг или эльфов), ну и уже вышла новая коробка со свежими фракциями — на них тоже было бы любопытно посмотреть. Ну а так с теми же гномами мне как будто даже за одну партию многое ясно — и вариативность в партии за них могут внести теперь только действия других участников.
Девочки тоже оценили фишку «компактной стратегии» за мало денег и назвали это основным плюсом игры, а ещё им показалось из-за счёта, что гномы прям на голову сильнее «зелёных» фракций в игре, но тут надо проверять: возможно, у них просто не получилось сразу вкачать сильные свойства их народов — и отсюда вышел такой отрыв по очкам.
Ну и последнее: что касается вайбов компьютерных героев, то для меня это скорее схожесть только в системе постройки зданий и найме воинов — остальное уже сильно модифицированное в настольную часть действо, что, на самом деле, неплохо (особенно система приказов) — просто по-своему.