Найти в Дзене

Духовный маркетинг: откуда он взялся и кому он нужен?

Периодически в ленте чатов ТГ мне встречаются всевозможные "маркетологи-астрологи", "маркетологи-тарологи", "духовные маркетологи". А в ленте ВК иногда выскакивают в рекомендациях посты от эзотерических Маш о том, что маркетинг не нужен, когда на сердце чистота, и покупают у тебя только потому, что ты транслируешь свет и любовь.

Я обязательно заглядываю на странички таких Маш, пролистываю их и ехидно посмеиваюсь, когда вижу, как Маши греют свою наивную подписоту и продают им по самым что ни на есть стандартным маркетинговым схемам. Главное — просто пару раз в видео или в посте высказаться, что ты — ни-ни, в этом маркетинге никогда не пачкалась, а продаешь так хорошо только потому, что на твоей стороне ангелочки.

Про маркетологов-астрологов-тарологов-нумерологов я не знаю, что сказать, ребят. Я просто с трудом представляю, как оно должно работать.

Наверное, как-то так:

- Ой-ой, выпала вам на эту команду таргетологов Троечка Мечей. С ними связываться не будем. И на закупы в запретнограме - Башня. Давайте пока лучше просто месяцочек отсидимся, карму вам немного почистим. У меня подруга как раз кармический маркетолог.

Если у вас есть свои идеи или вы в курсе реальных процессов, поделитесь в комментариях. А я пока выскажу свое мерзкое мнение.

В маркетинге нет ничего духовного, невинного, милого и волшебного. Единственная конечная цель маркетинга - получение прибыли. Не важно, какими путями это будет достигнуто - управлением репутацией, рекламой, SMM или рассказами о том, что ты продаешь по воле божьей - конечная цель одинакова. Мы не берем в расчет политический PR и подобные ему стратегии, но и там довольно сильно попахивает грязными зелеными бумажками.

Маркетинг - это очень прагматичная, хоть и творческая сфера. Духовность, креативность, рассказы о своей душевной чистоте или трансляция жопы в сторис - лишь инструменты, которые маркетологи (а еще продюсеры и пиарщики) используют в своих целях.

Идеи чисто-невинно-духовно-экологичного маркетинга зародились в тот момент, когда старые схемы начали хуже работать. Когда все устали от открытых продаж, когда пользователю приелись капиталистические рекламные посылы, когда агрессивный маркетинг стал пугать, а не вызывать бурю эмоций.

И тут на сцену вышли два всадника апокалипсиса - "Продажи без продаж" и "Экологичный маркетинг" (не путаем с зеленым/эко-маркетингом). В тот момент все те, кто боялся запачкать белы рученьки классикой, обрадовались: "Ну, наконец-то можно не продавать, можно быть просто хорошим пирожочком!" Пирожочков научили аккуратно и нежно манипулировать своими потенциальными покупателями, чтобы те как бы сами пришли к мысли, что нужно купить. Видимо, Чалдини пирожочки до этого не читали. Так что фокус сработал.

Казалось бы, куда лучше, куда бессовестнее! Но нет, оказалось, что под нетоксичным маркетингом еще прятались маркетинг духовный и маркетинг эзотерический. Именно их нам не хватало. Теперь у нас есть PR-стратегия по Хьюман Дизайну, медитация на охваты и карты таро на все случаи жизни.

Бернейса на нас нет! Аминь.