В случае необходимости Китай способен парализовать мировое автомобилестроение, что и было продемонстрировано 4 апреля 2025 года, когда мир столкнулся с этой суровой реальностью. Такого эффекта Пекину удалось достичь благодаря почти полному контролю над поставками тяжелых редкоземельных элементов (РЗЭ) и введению экспортных ограничений. Без этих стратегически важных минералов, которые также необходимы оборонной, полупроводниковой и аэрокосмической отраслям, производство современных автомобилей попросту невозможно.
Апрельское прекращение поставок РЗЭ мгновенно ударило по логистическим цепочкам автопрома, работающим по принципу «точно в срок». Конвейер завода Ford, выпускающего внедорожники Explorer, был остановлен; вслед за ним производство свернули и несколько европейских автоконцернов. Последствия этого кризиса ощутил весь мир. Хотя в июне ограничения ослабили, Китай может ввести их вновь в любой момент. Дальнейшее развитие событий зависит от напряженности в торговых отношениях между глобальными потребителями редкоземельных металлов. Особенно остро эта проблема стоит для производителей электромобилей, потребляющих данные материалы в огромных количествах, из-за чего их отрасль находится в крайне уязвимом положении.
Для начала разберемся, о чем идет речь. Редкоземельные элементы представляют собой группу из семнадцати химических элементов. В нее входят пятнадцать лантаноидов (с 57 по 71 номер в периодической таблице), а также скандий и иттрий. И хотя эти элементы довольно распространены в земной коре, они содержатся в руде в очень малых концентрациях, а их извлечение и разделение технологически сложны и затратны.
Главная ценность редкоземельных элементов для автопрома заключается в их использовании сверхмощных постоянных магнитов. Такие магниты с добавлением тербия или неодима приводят в движение электромоторы стеклоподъемников и систем кондиционирования. Они же необходимы для сидений с электроприводом, динамиков аудиосистем и усилителей рулевого управления. Более мощные аналоги таких магнитов служат тяговыми двигателями в электромобилях.
Впрочем, сфера их применения магнитами не ограничивается. Иттрий, например, добавляют в свечи зажигания для продления срока их службы. Церий используют для полировки стекол и удаления мелких царапин, а также в каталитических нейтрализаторах для снижения токсичности выхлопов. Лантан необходим в процессе нефтепереработки для получения качественного бензина, а самарий — в датчиках электронных систем управления. Наконец, в аккумуляторах гибридных автомобилей также применяются соединения церия и лантана.
Как вы уже догадались, РЗЭ являются незаменимыми для множества узлов и систем любого современного автомобиля. Без стабильного доступа к этим элементам автопром в его нынешнем виде просто остановится.
Так можно ли обойтись без китайских поставок? На сегодняшний день, к сожалению, практически невозможно. У США нет собственных значимых мощностей ни по переработке, ни по аффинажу (глубокой очистке) РЗЭ. Более того, других крупных игроков на этом рынке за пределами КНР попросту не существует. Пекин контролирует не только около 70% мировой добычи, но и фактически всю отрасль аффинажа. Именно это тотальное доминирование во многом и объясняет, почему Китай так сильно опережает США в производстве электромобилей.
Другая серьезная проблема — экологическая опасность самого производства. Технологический цикл, от добычи руды до получения готовых компонентов, требует колоссальных энергозатрат и оставляет после себя огромное количество токсичных отходов, включая радиоактивные уран и торий, кислоты и тяжелые металлы. Известно, что в некоторых регионах Китая добыча ведется варварскими методами: без соблюдения норм охраны труда и с применением опасных химикатов, что привело к появлению так называемых «раковых деревень». Судя по всему, Пекин готов платить столь высокую экологическую цену за свое господство. Тем не менее исследователи по всему миру не оставляют попыток найти как более щадящие методы добычи, так и принципиально новые технические решения, которые позволят отказаться от использования редкоземельных металлов.
Уважаемые читатели, если для вас данная статья была полезной, пожалуйста подпишитесь, это поможет начинающему автору и каналу в продвижении.