Найти в Дзене
БелПресса

Не в наказание, а в радость. Возможно ли развить в детях любовь к работе на земле

Оглавление

Мы рассказываем, как избежать ненависти к огороду у детей

Фото: Тамара Акиньшина
Фото: Тамара Акиньшина

Рано или поздно самые юные члены семьи знакомятся с садово-огородным трудом. И только от родителей зависит, как в дальнейшем дети будут воспринимать этот процесс: как неприятную обязанность или как интересное и полезное занятие.

Кнутом или пряником

40-летний Сергей С. с содроганием вспоминает свои деревенские летние каникулы. Ему, городскому мальчику, хотелось гонять на велосипеде по пыльным сельским дорогам, купаться в пруду, валяться в высокой траве и строить шалаши. Но вместо этого строгая бабушка ежедневно поднимала его в шесть утра и отправляла с вёдрами за водой к колонке. Потом ему поручали множество других неинтересных дел: прополку картошки, сбор колорадских жуков с её кустов, полив огорода, кормление кур. Даже сбор поспевших ягод и плодов не радовал парня, так как их дегустация не входила в программу – всё шло на варенье и компот.

Лишь ближе к вечеру, после выполнения всех поручений, Сергей получал право пойти с друзьями на речку или прокатиться на своём «Орлёнке». А уж время уборки картофеля он ненавидел особенно: километровые ряды обещали целый день тяжёлой работы и мозоли от лопаты на руках. Надо ли говорить о том, что после такого детства Сергей долгое время даже думать не хотел о загородном доме? А когда жена настояла на его строительстве, он решил, что на участке не будет огорода – только газон и сад. Сейчас он приезжает за город для отдыха: выспаться до обеда, поваляться в гамаке после полудня и искупаться в бассейне вечером.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

А вот Ольга М. с теплотой рассказывает о своём сельском детстве. Её не заставляли ничего делать на земле, но ей самой хотелось помочь маме. К тому же, она могла побыть рядом с ней в огороде, поговорить и посмеяться. Ещё маленькой Оле нравилось наблюдать за стадиями развития растений: как из маленького семечка появляется росточек, который затем зацветает и даёт плоды.

Мама учила её правильно заботиться о рассаде и саженцах, разговаривала с растениями, как с детьми. Так незаметно Оля прикипела душой к работе на земле и сейчас не представляет своей жизни без неё. Она мечтает о даче, а пока её нет – выращивает огурцы и помидоры на подоконнике своей городской квартиры.

«Мы живём в собственном доме, и во дворе много работы, особенно летом», – рассказывает многодетная мама Анна А.
Фото: предоставлено организаторами «Чистых игр» в Белгороде (архив)
Фото: предоставлено организаторами «Чистых игр» в Белгороде (архив)

Её старшие дочери – 10 и 13 лет – помогают ей. Однако по признанию Анны, о помощи приходится просить.

«Накануне я определяю фронт работ: например, вижу, что созрела смородина, и сообщаю об этом девочкам. Утром после завтрака мы решаем вместе, когда им будет удобно её собрать. Я стараюсь делать это вместе с ними – так можно поболтать во время работы», – рассказывает Анна.

Но иногда ситуация развивается по другому сценарию: ягода нужна срочно для компота. Тогда Анна просит одну из дочерей сбегать и нарвать мисочку ягод как можно быстрее.

«Конечно, приходится отрывать подростка от компьютера – это не всегда легко. Но я говорю ей, что это недолго: вода для компота уже кипит, – добавляет она. – И дочь идёт за ягодами».
Фото: Елена Журавлёва
Фото: Елена Журавлёва

Также Анна может попросить девочек прополоть и полить цветы на клумбах, покормить кур и кошек, побелить деревья весной или подмести на веранде.

«Помощь получается качественной особенно тогда, когда приезжает бабушка – она сама не сидит без дела и учит девочек трудиться на земле своим примером. С ней у них получается посадить помидоры или выкопать картошку», – улыбается Анна.

В качестве «пряника» она использует похвалу: вечером за семейным ужином рассказывает мужу о том, как хорошо потрудились девочки.

«Конечно, их участие в садово-огородных делах бывает небольшим – например, собрать мисочку смородины. Но я ценю даже этот труд: хочу привить детям желание помогать родителям, – подчёркивает Анна. – В большинстве случаев детям нравится помогать – не ради денег или подарков, а потому что они чувствуют себя причастными к общему делу семьи и испытывают светлое чувство удовлетворения от этого».
Фото: Анна Емельянова
Фото: Анна Емельянова

Любовь к земле не нужно навязывать

«Очень часто детям трудно полюбить то, что мы считаем правильным, например, полезные продукты и режим дня. То же касается и огорода. Современные дети растут в мире, где экран телефона ярче помидора и быстрее, чем растёт редис. У них ещё не сформирована внутренняя ценность «своих овощей», поскольку всё можно купить», – комментирует психолог Светлана Бутенко.

Приобщать ребёнка к огородному труду можно двумя способами:

1. Через «надо»

В этом случае ребёнок вынужден выполнять волю родителя и может начать ненавидеть грядки. Сегодняшние взрослые, которые в детстве копали картофель по этому принципу, до сих пор вздрагивают при слове «огород», хотя со стороны могло казаться, что всё было хорошо: работал на огороде и не возражал. Но есть нюанс: вряд ли получится приучить ребёнка любить огород у взрослого, который сам его ненавидит и жаждет разделить работу с ребёнком.

Фото: Ярослав Макаров
Фото: Ярослав Макаров

2. Через игру и личный пример

Маленькие дети всегда подражают родителям: хватают пылесос, загружают вещи в стиральную машину, с удовольствием ставят тарелки на стол. Если ребёнок видит, что вы с удовольствием работаете в огороде, у него появится интерес. Но его нужно поддержать.

Тут хорошо включить фантазию: например, сделать грядку-лабораторию. Можно вести дневник роста растений или следить за поливом. Также можно выделить личную территорию для обработки – небольшую грядку, которой он будет хозяином. Можно назначать роли: играть в «повелителя дождя», поливая грядки, или «уничтожителя сорняков» при прополке.

Если ребёнок категорически не желает работать на земле, предложите ему альтернативу: фотографировать процесс роста растений каждую неделю или создавать из фотографий видео о том, как рождается помидор. Интерес может появиться не сразу. Бывает так, что выращивание овощей не вызывает энтузиазма, а цветы – да. Дайте ребёнку свободу выбора.

Любовь к огороду – как любовь к книгам: она не навязывается, а растёт вместе с человеком, если рядом есть взрослый, который сам любит это дело и делится своей радостью от работы на земле без назидания. Такой подход принесёт плоды не только на столе, но и укрепит эмоциональную связь между родителем и ребёнком – через совместное дело.

Тамара Акиньшина