На смену привычным гаджетам приходят умные очки, объединяющие ИИ и технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Это уже не просто модный аксессуар, а ключевой элемент новой технологической экосистемы.
✔️Цель технологий — дать пользователю «третий экран». Теперь ИИ-ассистенты будут работать автономно, помогая ориентироваться в городе, дополняя мир актуальными данными и рекомендациями — от подсказок на улицах и автоматического перевода до мгновенной связи с коллегами и покупок. Но для массового успеха нужно решить проблемы энергопотребления (очки требуют энергии, а это влияет на вес) и удобства управления устройством. В будущем настоящую революцию может дать нейроинтерфейс: управление ИИ с помощью мысли.
🌐 Мировой рынок:
VR/AR — один из самых быстрорастущих секторов технологий, требующий нового железа, контента, сервисов и инфраструктуры. VR-рынок достигнет $435,36 млрд к 2030 году при CAGR 27,5% (2023–2030), а в AR прогноз роста с $83,65 млрд в 2024 до $599,6 млрд к 2030 при CAGR 37,9%. Глобальная конкуренция уже идёт: Apple вышла с Vision Pro, китайские стартапы тестируют свои AR-очки.
🇷🇺 А что у нас?
Общий рынок VR/AR в РФ — около 1,4 млрд ₽ (+16% г/г). Собственные очки дополненной реальности разрабатывает Сбер (проект Sber AR), а МТС и МегаФон тестируют VR/AR-решения для обучения, медицины и промышленности. Яндекс экспериментирует с прототипами «умных очков» для навигации.
Наше мнение:
Умные очки — не просто следующий формат гаджетов, а платформа для новых бизнес-направлений. Для операторов связи и рынка мобильных устройств — это вызов и шанс. Умные очки требуют новых скоростей, сетей (5G/6G), приложений и сервисов. Тот, кто первый встроится в AR/VR-экосистему, сможет привлечь и удержать пользователей в мире, где смартфон больше не главное устройство.