Как картины выдают экономические тайны… целых стран
Оказывается, смотреть на искусство можно не только с умным лицом и аудиогидом в ухе. Учёные из Торонто, Бристоля и Сорбонны придумали использовать живопись как… экономический индикатор.
Они проанализировали 630 000 картин от 1400 года до наших дней. Прогнали их через нейросети, которые определили эмоции: радость, страх, грусть, вдохновение и прочее. А потом сравнили этот эмоциональный фон с экономическим состоянием стран на момент создания полотен.
Формула проста:
Войны и кризисы = много «страха» и «печали» на холстах
Богатство и стабильность = «радость» и «удовлетворение» в каждом мазке
А когда эмоции у художников в одной эпохе сильно расходятся — значит, растёт неравенство. Одним — балы и жемчуга, другим — каша из лебеды.
Примеры из истории:
Малый ледниковый период (1550–1850) — картины стали мрачнее, чем очередь в паспортный стол
Ренессанс (1400–1500, Италия) — художники словно соревновались, кто изобразит жизнь красивее и утонченнее, а меценаты готовы были платить за это состояние вечного праздника
Золотой век Нидерландов (1600-е) — уют, семейные сценки и стабильность. Никто не нервничает, что завтра хлеб подорожает
Франция XIX века — революции, драмы, и на полотнах столько напряжения, что можно обогреть квартиру
Вывод: Картины — это как Instagram эпохи, только без фильтров. Хотите узнать, как жилось людям? Смотрите не на статистику, а на полотна художников своего времени.
Верите, что искусство честнее экономических сводок?