[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
В Якутии поздравляют работников алмазодобывающей промышленности с 70-летием отрасли. Ее развитие началось в 1955 году, когда в республике открыли богатейшие месторождения «Мир» и «Удачная». За эти годы сфера стала одной из ведущих в экономике страны. Россия отправляет на мировой рынок треть всех драгоценных камней.
Бриллиант «Новое солнце», который собираются выставить на аукцион, как будто вобрал в себя все короткое, но яркое лето Якутии. Цена за лот редкого цвета весом в 100 каратов, скорее всего, начнется с 5 или даже 10 миллионов долларов.
Павел Маринычев, генеральный директор, председатель правления акционерной компании «Алроса»: «В этом году у нас произошло сразу два события. Был найден крупнейший алмаз весом 468 карат, который является чемпионом нашей отрасли имея ввиду и советский период, и новейшую историю. Также в этом же году был огранен крупнейший бриллиант весом более 100 карат, который мы назвали „Новое солнце“. Это уникальные камни».
Найденный камешек неискушенного зрителя вряд ли впечатлит, но в умелых руках эта тусклая на вид стекляшка превратилась в шедевр. Огранка заняла два года.
Виталий Потапов, огранщик алмазов в бриллианты «Алроса»: «Также под него пришлось дополнительно приобретать оснастку, потому что слишком большой камень. Невозможно было во что-то зажать и сделать. То есть те приспособления, которые у нас есть, они не подходят к нему».
От огранщика зависит и цвет бриллианта — он может сделать его более насыщенным или даже добавить новые оттенки. Это особое мастерство российской школы огранки.
Александр Столяревич, заведующий лабораторией геммологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова: «Сейчас на мировой рынок выходят уникальные цвета, такие, как розовые, фиолетово-розовые, это очень редко встречающийся. Известный факт, что были такие камни, добывались в большом количестве в Австралии, в месторождении „Аргайл“. Сейчас их место, так скажем, занимают наши камни, они немножко другие по оттенку, но это именно вот эта уникальная розовая гамма».
По словам Столяревича, фантазийные цвета — это яркие окраски.
Александр Столяревич: «Розовый, яркий желтый, коричневато-желтый. Мы видим действительно, что огранщики наши умеют, как говорят, получить хороший яркий цвет, а это очень ценится и на мировом рынке, и на внутреннем рынке, безусловно».
Богатые иностранцы хоть и напуганы санкциями, российскими алмазами дорожат. Якутские драгоценные камни по-прежнему занимают лидирующую позицию на мировом ювелирном рынке. Какая свадьба без бриллиантов?
Екатерина Боратиони, маркетолог: «В XX веке рекламные компании стали использовать такие триггеры, как свадебная помолвка, семейные ценности, привлекали большое количество знаменитостей из Голливуда, которые демонстрировали, какие бриллианты им дарят. Помолвка стала бессмысленной без алмаза в кольце».
Кроме того, российские алмазы получили статус углеродно-нейтральных.
Павел Маринычев: «Означает это только одно: в процессе производства мы поглощаем углекислого газа больше, чем его производим в процессе своей деятельности. И это на самом деле важно, потому что сейчас все больше и больше важность для клиентов приобретает экологичность производства, культура производства».
Российские алмазы сегодня — не просто элитный товар, это символ национального богатства, науки, труда и, как в случае с «Новым солнцем», искусства. Камни, которые добываются в условиях вечной мерзлоты, после огранки становятся трофеями в витринах мировых аукционов.