Чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса в качестве актера, дольше всего играющего героя комиксов Marvel, Тоби Магуайру потребовалось всего лишь не играть Питера Паркера около 15 лет — примерно столько прошло между третьим «Человеком-пауком» Сэма Рейми и третьим «Человеком-пауком» Джона Уоттса, где артист вернулся к главному образу в своей карьере. Фильмография Магуайра, однако, не ограничивается лентами о приключениях «дружелюбного соседа» в красно-синем трико. За три с половиной десятилетия в кино актер успел поработать со многими крупными режиссерами — Стивеном Содербергом, Энгом Ли, Базом Лурманом и Кёртисом Хэнсоном. А также заработать скандальную славу азартного покериста — и вместе со своим товарищем Леонардо ДиКаприо стать прототипом «Игрока X» из фильма Аарона Соркина «Большая игра».
27 июня Тоби Магуайр отмечает свой 50-летний юбилей. По этому случаю «Газета.Ru» выбрала десять лучших ролей актера.
«Плезантвиль», 1998, реж. Гэри Росс
После без малого 10 лет попыток пробиться и заявить о себе Магуайр присоединился к актерскому составу семейной драмы Энга Ли «Ледяной ветер», где ему досталась роль 16-летнего сына главных героев, четы Худов, который также выступает рассказчиком. После этой работы молодому артисту стали поступать интересные предложения. Одним из таких стала главная роль в «Плезантвиле» — полнометражном дебюте Гэри Росса, будущего режиссера «Фаворита», «Голодных игр» и «8 подруг Оушена». Фэнтезийное драмеди про брата и сестру (ее изобразила Риз Уизерспун), которые оказываются заперты в черно-белом пятидесятническом сериале про идеалистический городок, провалилось в прокате, однако осталось во многих сердцах — наравне с «Шоу Трумана», вышедшим в том же году.
«Правила виноделов», 1999, реж. Лассе Халльстрём
Следом Магуайр сыграл главного героя в экранизации романа Джона Ирвинга «Правила виноделов». Картина о Гомере Уэллсе, который изучал профессию акушера-гинеколога в сиротском приюте времен Второй мировой, а затем отправлялся в масштабное путешествие, была номинирована на «Оскар» в пяти категориях, включая «Лучший фильм», и выиграла две статуэтки. Одну получил Ирвинг, лично адаптировавший свой роман для большого экрана, а вторая досталась Майклу Кейну, который изобразил наставника Уэллса, доктора Уилбера Ларча.
«Погоня с дьяволом», 1999, реж. Энг Ли
Из «Ледяного ветра» Магуайр перебрался и в следующий фильм Энга Ли — ревизионистский вестерн «Погоня с дьяволом», где его партнерами стали Скит Ульрих, Джеффри Райт и певица Джуэл. Действие ленты разворачивается во времена Гражданской войны в США. В центре сюжета — группа мужчин, которая присоединяется к миссурийским бушвакерам — партизанам, воюющим на стороне Конфедератов.
«Вундеркинды», 2000, реж. Кёртис Хэнсон
Между культовыми «Секретами Лос-Анджелеса» и «8 милей» режиссер Кёртис Хэнсон снял комедийную драму «Вундеркинды» про писателя, который преподает литературное мастерство в университете и параллельно никак не может закончить свой второй роман. Самого героя сыграл Майкл Дуглас, а Магуайру досталась роль одного из его одаренных учеников — тех самых «вундеркиндов». В прокат фильм провалился, причем дважды: после неудачной первой попытки в феврале 2000 года студия Paramount решилась выпустить его еще раз в ноябре, под объявление номинантов на «Оскар» (сценарий, монтаж и песня), с новой промо-кампанией, но тоже потерпела неудачу.
«Человек-паук 1–3», 2001–2007, реж. Сэм Рейми / «Человек-паук: Нет пути домой», 2021, реж. Джон Уоттс
Студия Columbia много кого рассматривала на роль Человека-паука, но режиссер Сэм Рейми увидел Магуайра в «Правилах виноделов» и твердо решил, что это должен быть он. Хотя актер не был похож ни на одно из предыдущих воплощений Питера Паркера, с образом он справился превосходно. Благодаря «Человеку-пауку» Магуайр стал звездой первого эшелона, а жанр кинокомикса получил очередное новое дыхание (в конце 90-х, после провала «Бэтмена и Робина», продюсеры принялись было его хоронить). Лента Рейми продолжилась двумя сиквелами, а вот четвертую часть снять так и не удалось. После этого студия решила перезапустить франшизу с участием Эндрю Гарфилда (так появилась дилогия «Удивительный Человек-паук»), а затем персонаж — уже в исполнении Тома Холланда — присоединился к кинематографической вселенной Marvel. В третьем фильме с Холландом «Нет пути домой» Магуайр (как и Гарфилд) вернулся к роли Питера Паркера — спустя 20 лет после того, как впервые надел красно-синее трико.
«Фаворит», 2003, реж. Гэри Росс
Из «Ледяного ветра» — в «Погоню с дьяволом», а из «Плезантвиля» — в «Фаворита». Основой следующего фильма Гэри Росса, в котором Магуайр снялся между первой и второй частью «Человека-паука», послужила реальная история темной лошадки по кличке Сухарь — невзрачной чистокровной, которая во времена Великой депрессии неожиданно для всех начала побеждать на скачках и превратилась в сенсацию. В этой картине Магуайр предстал в образе полуслепого жокея Реда Полларда, ставшего Сухарю верным другом. Лента была номинирована на семь «Оскаров», включая главный, но темной лошадкой того наградного сезона не обернулась — и уступила во всех категориях (в основном фильму «Властелин колец: Возвращение короля»).
«Хороший немец», 2006, реж. Стивен Содерберг
Стивен Содерберг был одним из продюсеров «Плезантвиля» своего товарища Гэри Росса, а затем сам снял Магуайра в черно-белом неонуаре «Хороший немец» с Джорджем Клуни и Кейт Бланшетт — о мрачном заговоре в послевоенном Берлине. Лента старалась мимикрировать под американские фильмы 40-х, за вычетом цензурных требований кодекса Хейса (там присутствуют брань и секс) и с применением современных на тот момент технологий (вроде «зеленого экрана»). 16 лет спустя Магуайр снимется в еще одном любовном письме старому Голливуду — эпике Дэмьена Шазелла «Вавилон» (он тоже придется не по душе многим критикам). А в промежутке — посмеется над престижным телевидением 80-х в комедии «Трофеи Вавилона», пародирующей сериалы-экранизации «Сегун» (по Джеймсу Клавеллу), «Поющие в терновнике» (по Колин Маккалоу) и «Богач, бедняк» (по Ирвину Шоу).
«Братья», 2009, реж. Джим Шеридан
Первой работой Магуайра после расставания с Человеком-пауком (не считая камео в «Солдатах неудачи») стала главная роль в военном психотриллере Джима Шеридана «Братья», ремейке одноименной датской ленты Сюзанны Бир, снятой пятью годами ранее. В обеих картинах, вдохновленных гомеровской «Одиссеей», речь идет о солдате с ПТСР, который возвращается из Афганистана после нескольких месяцев в плену, узнает, что его объявили погибшим, и пытается восстановить отношения с братом и женой.
«Великий Гэтсби», 2013, реж. Баз Лурман
Тоби Магуайр и Леонардо ДиКаприо еще в детстве подружились на кастингах (и даже договорились друг другу помогать), а вместе сделали три картины. «Жизнь этого парня» стала для ДиКаприо первой главной ролью, а для Магуайра — первым упоминанием в титрах полнометражного фильма. Затем актеры снялись в независимой ленте «Кафе «Донс Плам» (причем активно пытались помешать ее выходу), а спустя 12 лет воссоединились в масштабной экранизации романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», предпринятой Базом Лурманом. Как и в «Ледяном ветре», Магуайру досталась роль персонажа-рассказчика — он сыграл Ника Каррауэйя, соседа загадочного миллионера Джея Гэтсби (которого изобразил ДиКаприо).
«Жертвуя пешкой», 2014, реж. Эдвард Цвик
Байопик американского шахматиста Бобби Фишера «Жертвуя пешкой» стал последней крупной ролью Магуайра перед длительной паузой в карьере: после нее он лишь принял участие в озвучании мультфильма «Босс-молокосос», а полноценно на большие экраны вернулся только в 2020-х — в кинокомиксе «Человек-паук: Нет пути домой» и шазелловском «Вавилоне». Фильм Эдварда Цвика рассказывает о противостоянии Фишера с лучшими советскими гроссмейстерами во время Холодной войны, кульминацией которого в 1972 году стал матч за звание чемпиона мира против Бориса Спасского.