Найти в Дзене
Летописец Спасск

Деревня Горки. Часть 2. Сталинское время

В прошлой нашей публикации об истории деревни Горки мы много раз ссылались на исторические документы. Сегодня речь пойдет о советском периоде, и здесь, увы, всё совсем по-другому. Невероятно, но о помещиках сегодня легче найти информацию, чем о какой-нибудь советской организации.

Говорят, «рукописи не горят». В 90-е годы много чего сгорело. В этой статье мы опираемся на материалы газеты «Спасский колхозник» за 1940-1941 годы и на воспоминания очевидцев. Это означает, что первые 30 лет 20-го века в истории деревни не попали в поле нашего зрения.

В 1928-1929 годах в Спасском районе быстрыми шагами идет процесс коллективизации сельского хозяйства, в 1934 году в Москве проходил XVII съезд ВКП(б), и колхоз деревни Уродово получил название «им. 17 партсъезда».

В 1931 году в Советской России вышел закон об обязательном начальном образовании, и начинается массовое строительство начальных школ. Многие жители Спасска сейчас удивляются, когда слышат, что в Горках была школа. Когда она открылась, мы не знаем, но дети, рожденные в этой деревне в 1923 году, пошли в первый класс в свою школу, которая проработала около 50 лет. Мало того, здесь были ясли в довоенное и послевоенное время, потому что правительство настаивало на их создании, чтобы освободить женщин для работы «на благо общества». Колхоз «им. 17 партсъезда» очень редко упоминается в печати. Обычно называют 4-5 лучших и 4-5 худших, а про середину принято говорить «и другие».

Газета "Спасский колхозник", 1940 год
Газета "Спасский колхозник", 1940 год

Но скорее всего, это был крепкий середняк. Председателем в 1940 году был Иван Дмитриевич Игнатов. О передовиках тех лет мы узнаем случайно. Например, в одном из номеров газеты «Спасский колхозник» нам попалась заметка комсомольца Игнатова Николая Фроловича, который всю жизнь проработал в колхозе ветфельдшером, а на тот момент ему было всего 17 лет.

-3

Бригадир Н.Т. Никитин, это, вероятно, Никита Тарасович 1897г.р., который после войны стал пчеловодом. С ним связана одна интересная история, о которой мы рассказывали ранее. Её вы можете прочитать здесь. Кузьмин И.Н. – Иван Никитович 1910г.р., он был бригадиром полеводческой бригады и в 50-е, и в 60-е годы.

Удержаться на должном уровне по всем позициям всегда очень сложно. А в то время политика государства была очень своеобразной. Существовали нормы поставок государству сельскохозяйственной продукции.

-4

Мы все слышали про трудодни. Оплата по трудодням производилась после расчета с государством. Например, убрали рожь и горох, рассчитались с государством, всё, что осталось, колхоз распределяет дальше, и в самом конце цепочки – оплата по трудодням.

На 1 трудодень
На 1 трудодень

Расчет норм госпоставок производился с гектара земельной площади. Для личных подсобных хозяйств тоже существовали нормы сдачи сельскохозяйственной продукции. В период коллективизации в колхозы вступали добровольно-принудительно, потому что единоличников «душили» повышенными нормами. Если колхозник в 1940-м году с одной овцы должен был сдать 400г шерсти, то единоличник – 600г. В каждом районе были заготконторы райпотребсоюза. Приемщики (заготовители) были прикреплены к сельпо. Они принимали у населения продукцию и выдавали квитанцию. Молоко принимал один отдел, шерсть другой. Шкуры тоже надо было сдавать, и даже кости.

Овец стригли 2 раза в год. Весенняя шерсть лучше всего подходит для валенок, а для варежек – осенняя. Весенняя шерсть обычно более мягкая и пушистая, что делает валенки комфортными и теплыми, в то время как осенняя шерсть более плотная и прочная, что хорошо для варежек, которые подвергаются более интенсивной носке. Иногда при сдаче хозяйки добавляли чего-нибудь в шерсть, чтобы утяжелить ее, потому что для семьи зачастую оставалось слишком мало. Но этим старались не злоупотреблять, потому что контроль был как со стороны приемщика, так и над ним. В довоенные годы, также и в послевоенные, валенки и варежки были в деревне предметом первой необходимости. Изготавливались они из собственной шерсти. Её перебирали от мусора и несли на шерстобитку, например, в Панино или в Спасск. Потом пряли пряжу и вязали носки и варежки. Чтобы свалять валенки, шли к вальщику.

Чтобы заставить колхозы разводить домашнюю птицу, также дается норма сдачи яиц из расчета на гектар колхозной площади, то есть не маленькая. «Закупка яиц имеет большое значение, так как яйцо идет в больницы, детские сады, курорты, дома отдыха, пионерлагеря и для рабочих промышленных городов», - вдохновляют колхозников газеты. Молоко, мясо – это тоже свои нормы. На молоко давалась годовая норма, но разовая сдача должна была быть не менее 3-х литров. Также проверялась жирность. Если жирность ниже нормы, то увеличивалась норма литров.

РЗК - райзаготконтора
РЗК - райзаготконтора

Зарезав поросенка или теленка, семья оставляла себе голову, ноги, внутренности, немного сала. Остальное большей частью сдавали, точнее - продавали государству по закупочной цене, которая не соответствовала затратам. Некоторые колхозники, чтобы заработать лишнюю копеечку на одежду детям, на керосин и т.д. носили остатки на рынок.

А чтобы колхозники не сдали свою продукцию в обход государства, они должны были принести квитанцию или справку о том, что выполнили план госпоставок и т.п.

-7

В том же 1940-м году выходит постановление об обязательной поставке сена. В Спасском районе организуются две заготовительные базы. Одна в Ижевском, более крупная, другая чуть ниже по течению от паромной переправы на Троицу (от современного плашкоутного моста).

-8

В постановлении сказано, что сено должно быть из первых укосов и высококачественным. Если колхоз не может выполнить норму сеном, он вправе заменить его другими продуктами.

-9

По словам очевидцев, эта заготовительная база, которую называли «сенпресс», в период уборки представляла собой довольно оживленное место. Было построено несколько просторных навесов для временного хранения сенных тюков. Стояли 2 будки с прессом. Так как все колхозы обязаны были сдать сено, то съезжалось много машин, и было много работников. Спресованное сено грузили на баржу и отправляли в Москву и по стране. В конце 1950-х годов сенпрессом заведовал Владимир Иванович Игнатов, 1921г.р. В этот период на пароме даже работал буфет.

На паромной переправе, которая находилась рядом с сенпрессом, в те годы работали Зоя Дмитриевна Данилова и Мария Павловна Никитина – они дежурили по сменам. Браться за тяжелую и ответственную работу женщин научила война. Многие еще подростками работали наравне со взрослыми. Почти все мужчины в первые месяцы ушли на фронт. Молодежь регулярно призывалась на работу на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Так, например, в семье Игнатова Ф.К. в 1943 году уехала по призыву в ФЗО его 17-летняя дочь Мария (из деревни с ней вместе была призвана Татьяна Никитина). Председателем колхоза в военное время стала Гаврикова Александра Степановна 1914 г.р. (после войны она долгое время работала заведующей фермой). Колхоз под ее руководством по-прежнему занимал передовые позиции и не раз награждался грамотами обкома партии.

газета "Спасский колхозник", май 1945 года
газета "Спасский колхозник", май 1945 года

В первый год войны, когда немцы рвались к Москве, в каждом доме стояли расквартированные солдаты, напротив школы находился их штаб. Подростки носили бойцам поесть, попить. Над деревней летали самолеты, и наши, и вражеские. В огороде почти каждого дома с давних времен строились землянки на случай пожара. В 1941 году они переобустраивались под бомбоубежища. А с фронта ждали весточку. В газете за октябрь 1941 года мы читаем письмо с фронта. Его автор, Павел Семенович Данилов, погиб в 1944 году. Мать, узнав о гибели своего второго сына (первый сын Василий погиб в1941году) скоропостижно скончалась.

-11

Письмоносица Дарья Никитична Буробина 1918 г.р. приносила односельчанам как радостные новости, так и трагические. Её муж Григорий Васильевич погиб в 1943 году. 26 мужчин деревни Горки не вернулись с фронта. Епихина Федора Кузьминична потеряла сразу двух сыновей. У Глагазиной Ефросиньи Леонтьевны погибли и муж, и сын. Не вернулись в родную деревню 4 брата Николаевы. Имена павших односельчан увековечены на памятных плитах мемориала деревни Горки.

-12

Осталась без мужа с 4-мя детьми и Данилова Акулина Степановна. Нелегкое дело воспитывать трех малолетних сыновей, которым нужны отцовская строгость и пример. Чтобы заработать побольше трудодней, она брала сыновей с собой на работу. Борис Тимофеевич 1941 г.р. вспоминает, как помогал подвозить снопы на молотилку. На правой стороне улицы, за огородами, находились зерноток и овощехранилище. Между домами Крючкова Виктора Максимовича и Чукина Алексея Егоровича была дорога, которая вела к этим объектам со стороны деревни. Зерноток представлял собой несколько навесов для снопов и зерна. В послевоенные годы не в каждом колхозе была техника. Чаще всего заключался договор с МТС (машинно – тракторной станцией) на определенные работы. Молотилку привозили на несколько дней, пригоняли трактор, который приводил в движение установку. Надо было быстро управиться с уборкой зерна, поэтому работа шла день и ночь, и привлекались к ней все, от мала до велика. Мальчишкам лет 10-12 доверяли на лошади (верхом) подвозить снопы к зерноочистительной машине, а потом отвозить отработанную солому обратно в поле, где другие люди укладывали ее в скирды. С одной стороны, взрослые побаивались, что ребенок уснет на лошади от усталости и свалится. С другой стороны, любые рабочие руки были на вес золота. Вот и покрикивали на ездоков, чтоб те не расслаблялись.

Для справки: машинно – тракторные станции создавались еще в конце 1920-х годов.

-13

Вся сельскохозяйственная техника находилась в их распоряжении: трактора, комбайны (в 40-х годах уже были), молотилки … В Спасском районе было 2 МТС: Спасская и Красноармейская. МТС предоставляли сельскохозяйственным артелям различные виды услуг, оплачиваемые колхозами в соответствии с установленными законом расценками. Трактористы и комбайнеры тоже были работниками МТС. Бригады выезжали в колхозы согласно договору и на несколько дней. Колхозы брали на себя обязательство предоставить механизаторам жилищные условия и питание. Для работы комбайнов нужно было подготовить поля, например, очистить от сорняков.

-14

В 1958 году было решено технику передать колхозам. МТС были преобразованы в РТС (ремонтно-технические станции). Продажа техники колхозам как за наличные деньги, так и в кредит осуществлялась в 1958—1960 годах. С этого периода РТС занимались только ремонтом.

Первые послевоенные годы, как мы знаем, были неурожайными и голодными. В 1947 году колхоз «им. 17 партсъезда» объединили с колхозом «Факел» под названием последнего. Председателем "Факела" с 1942 года была Морозова Мария Петровна. В 1950 году колхоз впервые рапортовал о том, что справился со всеми сельскохозяйственными работами. Скот обеспечен кормами, колхозники получили на трудодни «продукты и фураж для личного скота». Не выполнен только план по сбору шерсти.

О жизни в деревне Горки в 50 - 70-е годы вы узнаете в следующей публикации. Если вы заметили неточности или хотите дополнить информацию, пишите в комментариях.