Найти в Дзене
Клуб «Валдай»

Южная Африка: устойчивое развитие в условиях неопределённости

Опыт ЮАР демонстрирует, что устойчивое развитие – не абстрактная категория, а совокупность прагматичных решений, основанных на балансе между возможностями и приоритетами. ЮАР в этом смысле – показатель того, как Глобальный Юг способен задавать темп в отдельных секторах повестки-2030, пишет Ольга Славова, эксперт Евразийского учебного института МГИМО-Университета.

На фоне глобальных кризисов, климатических угроз и вызовов в сфере социальной стабильности вопрос устойчивого развития перестаёт быть исключительно гуманитарной повесткой – он становится стратегическим ориентиром национального планирования. ЮАР демонстрирует положительную динамику в реализации ряда Целей устойчивого развития (ЦУР). Речь идёт не о формальной адаптации повестки ООН, а о глубокой интеграции принципов устойчивости в ключевые государственные стратегии.

В 2011 году в ЮАР была принята Национальная стратегия устойчивого развития и план действий (NSSD 1), обозначившая направления перехода к экологически сбалансированной и инклюзивной модели роста. В 2012 году страна утвердила Национальный план развития до 2030 года (NDP) – долгосрочную программу, в которой чётко обозначены приоритеты социальной справедливости, борьбы с бедностью и неравенством, модернизации инфраструктуры и охраны окружающей среды. Именно этот документ послужил основой для адаптации глобальной Повестки-2030 к южноафриканским реалиям.

Дополнительно ЮАР формализовала свои климатические обязательства через определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ) в рамках Парижского соглашения. Эти вклады частично соответствуют ЦУР – например в областях устойчивой энергетики (ЦУР 7) и климатических действий (ЦУР 13), что подчёркивает междисциплинарную природу устойчивого развития и необходимость координации между экологическими, социальными и экономическими целями.

Такой институционально выстроенный подход к устойчивому развитию позволил ЮАР сосредоточиться на тех направлениях, где возможен измеримый результат даже в условиях ограниченных ресурсов. Особенно заметен прогресс в сферах здравоохранения (ЦУР 3), образования (ЦУР 4), доступа к чистой воде и санитарии (ЦУР 6), энергетики (ЦУР 7), индустриализации и инноваций (ЦУР 9), климата (ЦУР 13), а также охраны экосистем суши (ЦУР 15).

© РИА Новости / Александр Мельников
© РИА Новости / Александр Мельников

Так, в сфере здравоохранения наблюдается устойчивая положительная тенденция по снижению младенческой и материнской смертности, расширению охвата вакцинацией и борьбе с эпидемиями ВИЧ/СПИДа и туберкулёза. Правительство проводит масштабные кампании в сотрудничестве с международными партнёрами, включая ЮНИСЕФ и ВОЗ. Сектор образования демонстрирует стабильный рост охвата начальными и средними ступенями обучения, в том числе благодаря программам бесплатного школьного питания и модернизации инфраструктуры сельских школ. Водоснабжение и санитария охватывают всё больше домохозяйств, в том числе в сельских провинциях, что стало возможным благодаря инвестициям в рамках проекта «Национальный план водоснабжения и санитарии ЮАР»(National Water and Sanitation Master Plan).

Переход к устойчивым источникам энергии также заслуживает внимания. Увеличивается доля возобновляемых источников в общем энергетическом балансе, прежде всего за счёт солнечных и ветровых станций. В сфере индустриализации правительство реализует Стратегию промышленной политики (IPAP), фокусируясь на цифровизации производства и развитии логистических узлов. По ЦУР 13 ЮАР остаётся одним из лидеров на континенте, благодаря своим обязательствам по Парижскому соглашению и глобальному партнёрству по справедливому энергетическому переходу (Just Energy Transition, JETP). Природоохранные меры по линии ЦУР 15 обеспечили защиту значительных территорий и восстановление деградированных экосистем, в том числе в рамках инициативы Working for Water (программа «Работа ради воды»).

В рамках ЦУР 8 («Достойная работа и экономический рост») ЮАР предпринимает усилия по стимулированию занятости и росту производительности труда. Акцент делается на развитие малого бизнеса, поддержку молодёжного предпринимательства, а также на поэтапное включение работников неформального сектора в формальную экономику с обеспечением их правовой и социальной защиты. Отмечается постепенное увеличение числа рабочих мест в сферах «зелёной» экономики и цифровых технологий.Что касается ЦУР 10 («Сокращение неравенства»), ЮАР реализует программы социальной помощи и субсидирования, направленные на смягчение структурного неравенства. Государство стремится повысить адресность социальной поддержки и усилить доступ к базовым услугам для уязвимых групп, включая сельское население и женщин.

Особый интерес представляет количественное моделирование по указанным направлениям, демонстрирующее тренды прогресса по отдельно взятым индикаторам ЦУР до 2030 года.

Ниже представлены примеры графиков, демонстрирующих результаты такого моделирования.

Рисунок 1. Прогноз достижения ЦУР 1 по индикатору 1.1.1 – доля занятого населения, живущего за чертой международной бедности (по данным для ЮАР, возрастная группа 25 лет и старше, оба пола, модель ARIMA)

-2

Рисунок 2. Прогноз тренда по индикатору 2.1.1 (ЦУР 2) – доля населения ЮАР с недостаточным потреблением пищи (модель ARIMA)

-3

Рисунок 3. Прогноз тренда по индикатору 2.1.1 (ЦУР 2) – доля населения ЮАР с недостаточным потреблением пищи (модель ETS)

-4

Рисунок 4. Прогноз тренда по индикатору 2.2.1 (ЦУР 2) – доля детей в возрасте до 5 лет с отставанием в росте (%), модель ARIMA

-5

Проведённый регрессионный и временной анализ (модели ARIMA, ETS) свидетельствует, что при сохранении текущей траектории ЮАР способна достичь ключевых индикаторов по вышеуказанным целям. Однако для поддержания и ускорения прогресса можно выделить ряд рекомендательных мер.

Например, в рамках текущих усилий по достижению ЦУР 3 («Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте») в качестве дополнения можно выделить ряд мер и рекомендаций:

  • Расширить участие частного сектора в модернизации медицинской инфраструктуры и обучении кадров, особенно в удалённых и сельских районах.
  • Развить партнёрства между государством, бизнесом и НПО для внедрения мобильных клиник и ИИ-инструментов ранней диагностики.
  • Для снижения неравенства в доступе к здравоохранению требуются меры адресной поддержки уязвимых групп и более эффективный контроль за распределением бюджетных средств.
  • Особое внимание должно уделяться просветительским кампаниям по профилактике заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, а также усилению межсекторальной координации усилий по достижению ЦУР 3.

Рекомендательный подход применим и к реализации ЦУР 4 («Обеспечение всеохватного и качественного образования»). Достижение данной цели в ЮАР требует устранения системного неравенства в доступе к образованию, преодоления инфраструктурных барьеров и обновления содержания обучения. В первую очередь необходимо реформировать модель финансирования школ, обеспечив справедливое распределение ресурсов, особенно в сельских и недостаточно обеспеченных районах. Также приоритетным направлением выступает цифровизация образования, включая внедрение мобильных компьютерных классов и развитие цифровых компетенций у учащихся и педагогов. Образовательные программы должны соответствовать требованиям рынка труда, способствуя подготовке выпускников к современным вызовам.

ЦУР 5 («Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек») остаётся важной целью, сопряжённой с историческим наследием апартеида и социального неравенства в ЮАР. Для продвижения в данном направлении необходимо:

  • Усилить механизмы правовой защиты женщин, включая работу по профилактике насилия, расширить сеть кризисных центров и доступной юридической помощи.
  • Продвигать гендерную повестку в сфере занятости: внедрить квоты и стимулирующие механизмы для найма и карьерного продвижения женщин в науке, технологиях и управлении.
  • Поддерживать образовательные и просветительские инициативы, направленные на разрушение гендерных стереотипов в школах, университетах и медиа.
  • Обеспечить гендерную чувствительность при формировании и реализации политики в различных секторах – от здравоохранения до экологии.

Комплексный подход также необходим для достижения ЦУР 6 («Чистая вода и санитария»), ЦУР 7 («Доступная и чистая энергия»), ЦУР 12 («Ответственное потребление и производство»), ЦУР 13 («Борьба с изменением климата»), ЦУР 14 («Сохранение морских экосистем») и ЦУР 15 («Сохранение экосистем суши»). Учитывая высокую степень взаимосвязанности этих целей, рекомендации по ним формулируются в рамках единого блока:

  • Разработать долгосрочные инвестиционные программы в водоснабжение и санитарную инфраструктуру, особенно в сельских и маргинализированных районах.
  • Стимулировать развитие возобновляемых источников энергии через налоговые льготы и механизмы государственно-частного партнёрства.
  • Внедрять национальные стандарты устойчивого производства, с акцентом на экологически безопасные технологии и циркулярную экономику.
  • Развивать систему экологического образования и вовлекать местные сообщества в практики природоохранной деятельности.
  • Укреплять институты экологического мониторинга и регулирования, включая более строгий контроль за промышленными выбросами и защиту биоразнообразия.
  • Продвигать устойчивое управление прибрежными и морскими ресурсами, в том числе за счёт внедрения цифровых решений в отслеживании рыбного промысла и предотвращения загрязнений.

Также необходимо усилить внимание к реализации ЦУР 8 («Достойная работа и экономический рост») и ЦУР 10 («Сокращение неравенства»), которые остаются системными вызовами в контексте ЮАР:

  • Укрепить связи между рынком труда и системой образования – особенно через развитие программ дуального обучения и стажировок.
  • Разработать механизмы защиты работников платформенной занятости и «фрилансеров», включая доступ к пенсионной системе и базовому медицинскому страхованию.
  • Внедрить целевые меры по повышению производительности труда, включая цифровую трансформацию МСП и доступ к инновационным технологиям.
  • Ввести прогрессивную шкалу налогообложения и перераспределения доходов с акцентом на сокращение имущественного разрыва.
  • Создать национальную систему мониторинга социального неравенства с открытыми данными и механизмами гражданского контроля.
  • Усилить межведомственную координацию в реализации программ, направленных на интеграцию маргинализированных групп (включая женщин, молодёжь, инвалидов и жителей сельских районов) в социально-экономическую жизнь.

Выполнение приведённых рекомендаций способно обеспечить ЮАР не только дальнейший прогресс по отдельным ЦУР, но и укрепить общую устойчивость социально-экономической модели страны. Предлагаемые меры учитывают специфику южноафриканского контекста и опираются на принципы реалистичного планирования, инклюзивности и научного подхода.

Опыт ЮАР демонстрирует: устойчивое развитие – не абстрактная категория, а совокупность прагматичных решений, основанных на балансе между возможностями и приоритетами. ЮАР в этом смысле – показатель того, как Глобальный Юг способен не догонять, а задавать темп в отдельных секторах повестки-2030.