Вера знала, что ее сыну жизнь далась нелегко, сердце Егора с самого рождения барахлило, не хот ело работать как у всех здоровых людей. Врачи разводили руками, прогнозы были осторожными, и инвалидность оформили практически сразу. Но Вера сказала:
- Ничего, все равно мой сын будет жить нормально, сколько ему отмерено, столько и будет.
Она водила его по лучшим врачам, доставала лекарства, которые казались дефицитом даже в столице, и не жалела ни сил, ни денег. Главное, чтобы Егорушка жил.
Егор, как мог, отвечал матери взаимностью, стараясь не доставлять лишних хлопот. Хорошо учился, много читал, мечтал о будущем, где он сможет сам зарабатывать и помогать маме. Вера гордилась им безмерно, знала, что без ее постоянной опеки, без ее любви и заботы, Егору было бы гораздо сложнее. Мужи отец Егора ушел, как только Вера вышла на работу, а с Егором оставалась бабушка. Алименты платил, но такие маленькие, что Вера только хмыкала.
Двухкомнатная квартирка, в которой жила Вера с мамой, была уютной и аккуратной. Егор занимал одну комнату, а Вера, после ухода мамы в иной мир, заняла вторую комнату. Со временем Егор, несмотря на проблемы со здоровьем, нашел работу – удаленную, конечно, но какие-то деньги зарабатывать смог.
И тут в жизнь Веры ворвалась любовь, ведь ей еще сорока не было, молодая женщина.
Стасика она встретила его случайно, красавец мужчина обратил на себя внимание сразу. Они разговорились, стали встречаться. Вера очень жалела Стасика, ведь он такой несчастный. Работает, как вол, а начальство все время придирается, недоплачивает, а то и вовсе увольняет. Жена, не понимая его тонкой натуры, выгнала из дома. А он, благородный, оставил ей и дочке квартиру, (умолчав, что квартира в собственности жены, полученная по наследству от дальней родственницы).
Вера слушала Стасика, и сердце ее наполнялось жалостью.
- Не везет человеку, – думала она. - Надо помочь.
И стала помогать. Сначала просто советами, потом – моральной поддержкой, ну а потом между ними пробежала искра, которая послужила причиной совместного проживания, пожар гасили вдвоем, да так успешно, что в 2008 году они сыграли скромную свадьбу. Егор, хоть и настороженно относился к новому маминому избраннику, старался быть вежливым, ведь это мамин выбор, мамино счастье.
Поначалу все шло неплохо. Стасик, обживаясь в квартире Веры, казался довольным. Он осыпал жену комплиментами, помогал по дому, старался общаться с Егором. Вера летала на крыльях любви и счастья, она готовила вкусные обеды, стирала рубашки Стасика, старалась создать в доме атмосферу уюта и покоя.
Но постепенно стали возникать и трения, давшие трещину в их отношениях. Стасик, несмотря на все клятвы, никак не мог удержаться на работе.
- Что я могу поделать? Меня незаслуженно увольняют, то платят гроши, то атмосфера в коллективе не складывается.
Вера, конечно, сочувствовала, подбадривала, говорила, что все наладится. Но деньги в доме неумолимо таяли. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Веры, стали придирки Стаса к Егору:
- Вера, что это Егор, как инвалид, целыми днями дома и за компьютером. Он молодой мужик, ему давно пора жить отдельно, самому зарабатывать. Сколько можно на твоей шее сидеть?
- На моей шее сидишь только ты. А Егор, кстати, инвалид, вот и работает на дому, и зарабатывает, и мне деньгами очень помогает, а ты живешь на наши деньги и ничего не делаешь.
Стас не унялся и, когда Веры дома не было, заявил Егору:
- Доколе ты будешь штаны протирать в маминой квартире? Иди работай, лентяй! Ишь, пригрелся тут.
- Это вы тут пригрелись, а я живу в своей квартире, кстати.
Вечером Егор сказал:
- Мама, надо что-то решать, но Стас мне днем мешает работать, несет всякую чушь.
- А что я говорю? Только правду: Егору надо съезжать, жить отдельно, о себе думать.
Вера повернулась и сказала:
- Стас, эта квартира принадлежит Егору, это ты живешь у него, на его квадратных метрах, так что не тебе решать кому и куда уйти. И вообще, чего ты дома сидишь? Давно пора работу найти!
Стас изобразил обиженного:
- Ах, меня тут не понимают, - и выскочил из дома, хлопнув дверью.
А Вера быстренько собрала его вещи и выставила их за дверь. .
В 2011 году Вера подала на развод, хотя Стасик умолял ее одуматься, клялся, что изменится, просил пустить обратно, пожалеть, ему же жить негде и не на что.
- Ничего, взрослый здоровый мужик, решишь проблему. Прописан ты у мамы, там же и поживешь.
После развода Стасик исчез из жизни Веры на целый год.
А Стасик все это время мыкался по съемным квартирам, перебивался случайными заработками, затем нашел постоянную работу на каком-то заводе.
Через год после развода он пригласил Веру на свидание, и она согласилась. Они стали встречаться, Стас клялся и божился, что изменился, что понял свои ошибки. Они стали жить вместе, и расписались заново через несколько лет, в 2016 году.
Егор, на удивление, не был категорически против. Он видел, что мама скучает, что ей одиноко.
- Мама, если любишь, дай ему шанс.
- А как же ты?
- Мама, не надо жить ради меня. Я взрослый человек, справлюсь.
Стас работал неофициально, мог месяц дома просидеть, но потом опять немного работал. Вера уже смирилась.
А в 2017 году у Веры умер отец, оставив ей в наследство квартиру в другом районе города. Вера решила продать наследственную квартиру и купить за городом небольшой домик с участком.
Продала она квартиру за два миллиона, домик с участком купила за 1,2 миллиона. Оставшиеся деньги потратила: часть вложила в ремонт дома, часть отдала Егору.
Вера и Стасик переехали в свой дом, оставив Егора одного в квартире. Вера, конечно, переживала за сына, но он уже был взрослым и самостоятельным. К тому же, она часто навещала его.
Первые годы в домике за городом прошли как в сказке. Вера и Стасик наслаждались тишиной, свежим воздухом и небольшим, но собственным огородом. Стасик с энтузиазмом взялся за хозяйство: сажал овощи, фрукты, даже развел кроликов. Вера радовалась его увлечению и думала, что наконец-то нашла то, что ему по душе.
Но в 2020 году мир содрогнулся, кризис коснулся всех сфер жизни, а Стасу понравилось сидеть дома. И когда все вышли на работу, он, поработав месяц, уволился, сказав, что их заставили, кризис.
Вера, конечно, расстроилась, но постаралась поддержать мужа.
- Ничего страшного, все наладится, найдешь что-нибудь другое.
Но Стасик не спешил искать новую работу. Он целыми днями сидел дома, смотрел телевизор, жаловался на кризис и несправедливость судьбы, возился в огороде, и стал понемногу пить.
Поначалу Вера относилась к этому спокойно, думала, что человеку нужно время, чтобы прийти в себя. Но время шло, а Стасик так и не предпринял ни одной попытки найти работу, перестал заниматься огородом, превратился в ленивого и вечно нетрезвого соседа в ее же доме, да еще команды раздающего.
Вера начала нервничать, она понимала, что долго так продолжаться не может, пыталась поговорить со Стасиком, убеждала его начать искать работу, предлагала свою помощь, но все было бесполезно. Стасик только отмахивался, говорил, что сейчас такое время, что работы нет, и что он все равно ничего не найдет, да и не хочет искать, ему и так хорошо.
В 2023 году Вера подала на развод во второй раз. И опять Стасик умолял ее одуматься, клялся, что больше никогда не будет пить, что он изменится.
После второго развода Вера словно погасла, она стала неважно себя чувствовать, и не прошло и года, как ее не стало. Она упала прямо на работе, и коллеги вызвали скорую помощь, врачи боролись за ее жизнь, но все было тщетно. Вера скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Смерть Веры стала страшным ударом для Егора. Он и так был слаб здоровьем, а тут еще и потеря самого близкого человека. Через месяц после смерти матери, его больное сердце остановилось.
Сестра Веры по маме, Нина, как ближайшая родственница, вступила в права наследства. Она похоронила Веру и Егора рядом, на небольшом кладбище за городом. Нина унаследовала и квартиру Егора (он на нее написал завещание давно, так Вера захотела), и дом с участком Веры.
Но тут объявился Стасик.
- Дом в браке приобретен, значит, там моя половина, – заявил он Нине, самодовольно ухмыляясь.
— Вот как суд скажет, так и будет, а пока пошел вон отсюда.
Стас подал иск в суд:
- Дом с участком приобрели в браке, в 2017 году, значит я имею право на супружескую долю, на половину этого дома и участка.
Нина возражала:
- Вот документы: Вера унаследовала квартиру своего отца, продала и купила этот дом. Продала за 2 миллиона, купила за 1,2 миллиона. Стас почти и не работал все это время.
- А это наше дело, работал я или нет.
Суд запросил данные об отчислениях от зарплат Стаса и выяснилось, что в 2016 году его среднемесячный доход за вычетом налога составил 22 110 руб., в 2017 году - 21 514 руб.
Нина ехидно спросила:
- И с каких твоих денег могло быть накоплено?
- А, может, я неофициально работал. И вообще, в семье все общее.
Суд в иске Стасу отказал:
…Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что совокупностью представленных в материалы дела и истребованных судом доказательств подтверждается факт приобретения спорного домовладения за счет личных денежных средств Веры.
- А раз это личное имущество Веры, то супружеская доля вам не положена, наследником вы тоже не являетесь – на момент смерти Веры состояли в разводе.
Нина пришла на могилку к сестре и племяннику, прибрала, положила цветы:
- Вот так Верочка, отправила я твоего Стасика куда подальше. И так достаточно пользовался тобой. Пьет он, даже видно это по его внешности. Где живет – не знаю, да и неинтересно мне. В домике мы сделали ремонт, с мужем будем там жить, а в квартире Егора, дочка моя Маша живет, и внук родился, Егорушкой назвали. Они с мужем там живут, счастливо.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из:
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 06.05.2025 N 33-1986/2025