"Я в Плётцензее. Сегодня в полдень меня больше не будет" записала свои последние слова Эльфрида.
В 1943 году в Берлине состоялся судебный процесс над Эльфридой Шольц по обвинению в антивоенных и морально неприемлемых высказываниях. Подсудимой не предоставили возможности высказаться в защиту, а свидетельства обвинения восприняли как достоверные без присяжных заседателей.
Судебное разбирательство завершилось за час, и приговор был вынесен - смертная казнь. Приговор не подлежал обжалованию.
Судья объяснил суровость наказания тем, что брат Эльфриды избежал правосудия, в отличие от неё и женщина ответит за двоих. 16 декабря того же года казнь была исполнена.
Эльфрида Шольц была сестрой знаменитого писателя Эриха Марии Ремарка. она была такой же противницей нацистов, как и её брат.
Самое жестокое в этой истории, что после смерти женщине её старшей сестре Эрне Ремарк, был выслан счёт на сумму 495 марок и 80 пфеннигов за содержание Шольц в тюрьме, судопроизводство и казнь.
Неприязнь нацистов к Ремарку началась ещё в 1929 году, когда был опубликован его роман «На Западном фронте без перемен», получивший широкое признание как одно из важнейших произведений о Первой мировой войне. Переживший войну, Ремарк реалистично изобразил её ужасы, избегая героизации, и сосредоточился на боли, страданиях и душевном опустошении. В книге были не только описания сражений, но и трагедии загубленных жизней, сломленных судеб и утраты веры.
Вернулось с войны не более половины ушедших, – вспоминал Ремарк. – Те, кто выжил, по сей день не пришли в себя. Я тоже – живой покойник».". Подобные признания он включил и в предисловие к роману, где подчеркнул, что книга – это попытка рассказать о поколении, уничтоженном войной, о тех, кто стал её жертвой, даже избежав смерти. Такие откровения вызывали возмущение у представителей НСДАП, которые считали их проявлением слабости и пораженческих настроений, недопустимых для "настоящего арийца". Ремарка объявили предателем родины, а планы экранизации его романа вызвали протесты нацистов, обещавших срывать показы в кинотеатрах. Машина пропаганды, возглавляемая Йозефом Геббельсом, начала активно дискредитировать писателя.
Однако серьёзное литературное признание к Ремарку пришло лишь в 1926 году, когда его романы «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времён» были тепло приняты читателями и получили положительные отзывы критиков.
Следующий роман, «На Западном фронте без перемен», принёс Ремарку невероятный успех. Написанный всего за шесть недель, он разошёлся в Германии тиражом полтора миллиона экземпляров уже в первый год. При этом, до этого Ремарк долго безуспешно пытался найти издателя, получая отказы из-за "неактуальности темы". Издательство, решившееся на публикацию, не ожидало большого успеха и включило в договор пункт об отработке Ремарком долга в качестве журналиста в случае финансовых потерь. Но уже после выхода отрывков романа в газете тираж издания резко возрос, а предварительные заказы на книгу достигли 30 тысяч экземпляров за первую неделю!
Книга, выпущенная в продажу в январе 1929 года, стала самой продаваемой в Германии за всю историю. Переведённая на 26 языков, она быстро завоевала популярность во всем мире. Вскоре американская кинокомпания Universal Pictures приобрела права на экранизацию. Голливудские продюсеры, оценив качество фильма, были недовольны его трагическим финалом. Режиссёр предложил изменить концовку, сделав её более оптимистичной и изобразив победу Германии в войне, но продюсеры отказались от этой идеи. Фильм, завершённый к весне 1930 года, вызвал огромный интерес, а на тогда ещё молодой церемонии вручения "Оскара" он получил главную награду. Вскоре после премьерных показов в США и Великобритании фильм был показан и в Берлине.
В Германии того времени Ремарка открыто презирал нацистский режим, а его главный роман и его экранизация стали объектом ожесточенной пропагандистской кампании. Йозеф Геббельс, рейхсляйтер по вопросам пропаганды, называл писателя "предателем родины", призывал лишить его гражданства и обвинял в "упаднических настроениях" и пацифизме. Нападки на Ремарка начались сразу после публикации романа и продолжились с началом работы над фильмом, который Геббельс планировал дискредитировать, утверждая о его использовании еврейскими организациями в "космополитических пацифистских" целях.
Накануне премьеры в Берлине Геббельс организовал совещание, на котором было принято решение о срыве показов фильма молодыми сторонниками партии. Премьера, заявленная как значимое культурное событие года, привлекала столичную богему, что вызывало раздражение у Геббельса. Первый сеанс прошел без происшествий, но уже на следующий день, 5 декабря 1930 года, показ был прерван нацистами.
Зрителям пришлось пробиваться сквозь толпы "коричневорубашечников", обеспечивших партией билеты на сеанс. Как только на экране появились первые кадры, они вскочили с мест, выкрикивая антисемитские лозунги и нападая на людей, похожих на евреев. С балконов сыпались дымовые шашки, в зал распылили раздражающий порошок, а из мешка выпустили десятки белых мышей. Полиция, присутствовавшая на месте, не вмешивалась, а приказала эвакуировать зал.
В своем дневнике Геббельс записал: "Вечером в кино. Уже через 10 минут начинается сумасшедший дом. Полиция бессильна. Разъярённые толпы накидываются на евреев… Снаружи атакуют кассы. Звенят оконные стёкла."
Эрих Мария Ремарк стоял на площади перед кинотеатром, где толпа молодых людей скандировала антисемитские лозунги. Позже он вспоминал, что среди демонстрантов не было никого старше двадцати лет, то есть тех, кто мог бы знать ужасы Первой мировой войны и предвидеть грядущую трагедию.
В последующие дни по Берлину прошли демонстрации против фильма. Самая масштабная из них, насчитывавшая около шести тысяч человек, была поддержана Гитлером. Вскоре совет по контролю над кинопродукцией запретил "На Западном фронте без перемен", обвинив его в искажении образа немецкого солдата. В нацистской партии ликовали.
Большая часть берлинцев отнеслась к происходящему с иронией, считая демонстрантов маргиналами. Однако до костров, в которых сгорали книги, оставалось всего три года. Запрещенный роман Ремарка стал одной из первых жертв пламени. Как впоследствии писал сам писатель, "в 1933 году я был символически сожжён вместе со всеми моими книгами".
Осознавая надвигающуюся тьму, Ремарк решил эмигрировать в Швейцарию. В 1931 году он приобрел дом в Порто Ронко, а в 1933 году, незадолго до прихода Гитлера к власти, покинул Германию окончательно. Однако нападки на него не прекратились: пропаганда распространяла слухи о его якобы еврейских корнях и о том, что он украл произведение у погибшего солдата.
Нацисты всячески стремились дискредитировать произведения Ремарка, публикуя статьи, противоречащие его взглядам, якобы от очевидцев событий на фронте. Так, в одном из выпусков газеты «Völkischer Beobachter» в 1936 году, публикация начиналась цитатой: «После лжи, которую распространяли писатели вроде Ремарка, мы представляем вам рассказ настоящего солдата, участвовавшего в войне». За этим последовали воспоминания солдата, оказавшегося… самим Ремарком. Позднее выяснилось, что газета случайно опубликовала отрывок из его книги «На Западном фронте без перемен», отправленный в редакцию в качестве шутки венским писателем, подменившим имя автора. Похожая ситуация произошла и в другом нацистском издании.
В 1938 году был издан новый роман Ремарка «Три товарища». В том же году писателю лишили германского гражданства. В решении суда говорилось: «При поддержке еврейской прессы он самыми мерзкими средствами оскорблял память павших на мировой войне, и уже поэтому должен быть исключён из германского народного сообщества». Вскоре Ремарк, до этого проживавший в Швейцарии, перебрался в США.
Не сумев добраться до самого писателя, нацисты обратили свой гнев на его семью. В 1943 году гестапо арестовало младшую сестру Ремарка, Эльфриду Шольц, за «возмутительную ложь в пользу врага» и «подрыв обороноспособности страны», остававшуюся в Германии. Председатель народного трибунала заявил ей: «Ваш брат ускользнул от нас, но вам некуда деться». Её приговорили к казни. В прощальном письме старшей сестре, написанном 4 декабря 1943 года, Эльфрида сообщила: «Я в Плётцензее. Сегодня в полдень меня больше не будет». Ремарк узнал о гибели сестры лишь после окончания войны и был уверен, что это месть нацистов. Поэтому даже после капитуляции Третьего Рейха он долго не решался возвращаться на родину и жить среди немцев.
В эмиграции писатель сблизился с другими соотечественниками, в том числе с известной актрисой Марлен Дитрих. «Вы выглядите слишком молодым, чтобы написать один из величайших романов нашего времени», – призналась актриса на их первой встрече.
«Возможно, я написал его, чтобы просто услышать, как ваш прекрасный голос произносит эти слова», – ответил ей Ремарк.
Их роман развивался стремительно, и вскоре за их отношениями следил весь мир. Марлен стала для писателя источником вдохновения, музой и спасением от глубокой печали, которую он пытался заглушить алкоголем. Актриса же наслаждалась вниманием знаменитого автора, но не стремилась к серьёзным отношениям. За Дитрих ухаживали американский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, голливудская звезда Орсон Уэллс, французский актёр Жан Габен и многие другие. Ревность и злость толкали писателя на необдуманные поступки, которые он выражал в своих произведениях.
Со временем отношения перестали приносить радость обоим: Ремарк хотел большего, устав от многочисленных поклонников Дитрих, а она не желала жертвовать своей свободой ради постоянной связи. Позже у писателя завязался роман с американской актрисой Поллет Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, но он продолжал попытки вернуть свою «золотую Пуму». Ремарк поставил Дитрих ультиматум: либо брак, либо он женится на Годдар. Получив отказ, писатель сдержал слово и в 1957 году оформил отношения с Годдар, которая оставалась с ним до конца его дней. Однако все знали, что в сердце Ремарка всегда жила любовь только к одной женщине.
Ещё во время службы в армии Ремарк пристрастился к алкоголю, злоупотребляя им на протяжении всей жизни. В последние годы жизни он перенес два сердечных приступа и скончался от аневризмы аорты 25 сентября 1970 года в Швейцарии.
До своей смерти ему удалось побывать последний раз в своей жизни в своей родной Германии. Целью поездки стало - посещение тюрьмы в Плётцензее, где нацисты казнили его любимую сестру.
В честь его приезда в страну, в Западном Берлине состоялся показ фильма «На Западном фронте без перемен».
Дорогие читатели канала, грядут возможные изменения в дзене с сентября. Будет Дзен будет продлевать контракт с Яндекс не известно.
В связи с этим приглашаю вас в мой пока еще небольшой телеграмм канал @shorikitravel, где я не только публикую статьи, но рассказываю об интересных местах нашей страны, которые мы посещаем моей дружной семье: Сибирь, города на Волге, Крым, Ленинградская область, Санкт-Петербург и многие другие потрясающие места нашей страны.
Сейчас мы планируем очень насыщенную поездку по Белоруссии. Подробно расскажем и покажем все красоты нашего дружественного соседа.
Приглашаю посетить и подписаться на наш канал в рутьюбе ШОРИКИ , где мы публикуем видео с путешествий и приключений, чудачества нашей собаки и смешные ролики детей.