Найти в Дзене

Н

Н. приходит ко мне, сигаретный дым ещё держится за платье. Спит по три-четыре часа, потом ест всё, что найдётся в холодильнике, — и снова ругает себя, потому что платье садится всё теснее. «Хочу выключить этот автомат», — говорит она о своём теле. На третьей встрече кажется, что мы нашли тёплый берег: сон ровнее, сигарет меньше, чувство голода различимо от тревоги. Но спустя два дня Н. пишет мне длинное сообщение, напичканное смайлами: «Опять сорвалась. Я прожорлива, жадна, ненасытна. Наверно, так будет всегда. Опять покроюсь прыщами. Наверное, мне ничего уже не поможет». Мы садимся в креслах ближе, чем обычно. Да, формат очных занятий в мск ещё с прошлого лета имеется. Рядом с её словами быстро возникает ком в горле, а за ним — слёзы, которые Н. не стесняется. Большая победа, к слову! Я прошу её не рассказывать, как много она съела, а попробовать услышать ту самую часть, которую она называет «жадной». Там оказывается маленькая, растерянная девочка, непонимающая как ей обустроить св

Н. приходит ко мне, сигаретный дым ещё держится за платье. Спит по три-четыре часа, потом ест всё, что найдётся в холодильнике, — и снова ругает себя, потому что платье садится всё теснее. «Хочу выключить этот автомат», — говорит она о своём теле.

На третьей встрече кажется, что мы нашли тёплый берег: сон ровнее, сигарет меньше, чувство голода различимо от тревоги. Но спустя два дня Н. пишет мне длинное сообщение, напичканное смайлами: «Опять сорвалась. Я прожорлива, жадна, ненасытна. Наверно, так будет всегда. Опять покроюсь прыщами. Наверное, мне ничего уже не поможет».

Мы садимся в креслах ближе, чем обычно. Да, формат очных занятий в мск ещё с прошлого лета имеется. Рядом с её словами быстро возникает ком в горле, а за ним — слёзы, которые Н. не стесняется. Большая победа, к слову!

Я прошу её не рассказывать, как много она съела, а попробовать услышать ту самую часть, которую она называет «жадной». Там оказывается маленькая, растерянная девочка, непонимающая как ей обустроить свою жизнь: голодная не по еде, а по вниманию взрослой Н. Изначально, эта часть вообще не про еду. Переедание- следствие эмоциональной неподдержки. Просто вот такая одна из форм защитной реакции эго. Форма компульсивного поведения.

Компульсия — всего лишь щит, за которым прячется испуганная и брошенная. И когда щит падает, девочка спрашивает простое: «Ты видишь меня? Ты останешься со мной, когда мне больно?»

Мы находим язык поддержки: Н. не стыдно гладить себя по руке, включает старый мультфильм, она любит советские. Выходит на ночную прогулку, разговаривает с отражением в окне кухни. «Если уж и съесть шоколад, — шепчет она себе медленно, — то вместе, не прячась».

Следующая неделя проходит без «чёрных» ночей. Взгляд в зеркале впервые мягкий, впервые неубегаюший. Н. пишет одно предложение после утренней сессии: «Кажется, я умею быть рядом с собой, даже когда страшно. Спасибо, Катя».

Иногда это и есть точка поворота: не запретить еде, сигаретам или бессонным мыслям, а позволить себе оставаться — и слушать

— Екатерина, немедицинский психотерапевт MGIMO

«КПТ + нейрофизиология • лёгкое животворящее тело вне страха пребывать глубже »