Найти в Дзене
literaturnoe_pero

Мини - рецензия рассказа М. Горького: "Однажды осенью"

Рассказ начинается с того, что мы узнаем, когда происходит действие.

Кстати, и это М. Горький вынес в название.

"...Однажды осенью мне привелось спать в очень неприятное и неудобное положение: в городе, куда я только что приехал и где у меня не было ни одного знакомого человека, - я очутился без гроша в кармане и без квартиры".

Из этого эпизода мы узнаем о человеке, о котором идет речь.

Далее он рассказывает, мы не знаем его имени.

"Продав в первые дни все то из костюма, без чего можно было обойтись, я ушел из города в местность, называемую Устье, где стояли пароходные пристани и в навигационное время кипела бойкая трудовая жизнь, а теперь было пустынно и тихо, - дело происходило в последних числах октября".

Мы узнаем, когда происходило действие рассказа.

И снова отблеск водного пространства в рассказе.

Далее мы узнаем, что герой голодает и идет в неизвестном направлении.

"Шлепая ногами по сырому песку и упорно разглядывая его с желанием открыть в нем какие - нибудь остатки питательных веществ, я бродил одиноко среди пустынных зданий и торговых ларей и думал о том, как хорошо быть сытым".

Далее герой рассуждает о состоянии голодного человека.

"При данном состоянии культуры голод души можно удовлетворить скорее, чем голод тела. Ей - богу, душа голодного человека всегда питается лучше и здоровее души сытого, - вот положение, из которого можно сделать очень остроумный вывод в пользу сытых!..."

Далее идет описание погоды и природы.

"Наступал вечер, шел дождь, c севера порывисто дул ветер. Он свистел в пустых ларях и лавочках, бил в заколоченные досками окна гостиниц, и волны реки от его ударов пенились, шумно плескались на песок берега, высоко взметывая свои белые хребты, неслись одна за другой в мутную даль, стремительно прыгая друг через друга...

Казалось, что река чувствовала близость зимы и в страхе бежала куда - то от оков льда, которые мог в эту же ночь набросить на ее северный ветер. Небо тяжело и мрачно, с него неустанно сыпались еле видные глазом капельки дождя; печальную элегию в природе вокруг меня подчеркивали две обломанные и уродливые ветлы и опрокинутая вверх дном лодка у их корней.

Опрокинутый челн с проломленным дном и ограбленные холодным ветром деревья, жалкие и старые...

Все вокруг разрушено, бесплодно и мертво, а небо точит неиссякаемые слезы. Пустынно и мрачно было вокруг - казалось, все умирает, скоро останусь в живых я один, и меня тоже ждет холодная смерть".

Во многих случаях осень как начало чего - то нового после жаркого и гнетущего лета.

Но уже конец октября, и природа словно вымерла.

Далее мы узнаем сколько герою лет.

"А мне тогда было семнадцать лет - хорошая пора!"

Далее герой видит девушку.

"Я ходил, ходил по холодному и сырому песку, выбивая зубами трели в честь голода и холода, и вдруг, в тщетных поисках съестного, зайдя за один из ларей, - увидал за ним скорченную га земле фигуру в женском платье, мокром от дождя и плотно приставшем к склоненным плечам.

Остановившись над ней, я присмотрелся, что она делала. Оказалось, она роет руками яму в песке, подкапываясь под один из ларей".

Далее идет описание девушки.

"-Это зачем тебе? - спросил я, присаживаясь на корточки около нее.

Она тихо вскрикнула и быстро вскочила на ноги.

Теперь, когда она стояла и смотрела на меня широко раскрытыми серыми глазами, полными боязни, - я видел, что эта девушка моих лет, с очень миловидным личиком, к сожалению, украшенным тремя большими синяками".

Далее автор описывает реакцию девушки.

"Девушка смотрела на меня, и боязнь в ее глазах постепенно гасла... Вот она отряхнула руки от песка, поправила ситцевый платок на голове, поежилась и сказала:

"-Ты, чай, тоже есть хочешь?... Ну -ка, рой, у меня руки устали. Там, - она кивнула головой на ларь, - наверно хлеб есть... Этот ларь торгует еще..."

Далее автор описывает атмосферу.

"Вечерело. Тьма - сырая, мозглая, холодная - все более сгущалась вокруг нас. Волны шумели как будто глуше, чем раньше, а дождь барабанил о доски ларя все звучнее и чаще... Где -то уж продребезжала трещотка ночного сторожа".

"Найдя замок, я дернул его и вырвал вместе с кольцами.

"-Молодец!"

Одна маленькая пахлава женщины для меня дороже целого дифирамба со стороны мужчины, будь мужчина сей красноречив, как все древние ораторы, взятые вместе.

Она монотонно принялась перечислять мне свои открытия.

"-Корзина с бутылками... Мешки пустые... Зонтик...Ведро железное...

Все это было несъедобно. Я почувствовал, что мои надежды гаснут... Но вдруг она оживленно крикнула...

"-Ага! вот он...

-Кто?"

"-Хлеб...Каравай...Только мокрый..."

Далее автор описывает погоду.

"Дождь усиливался, река ревела, откуда - то доносился протяжной насмешливый свисток, - точно некто большой и никого не боящийся освистывал все земные зарядки, и этот скверный осенний вечер, и нас, двух его героев...Сердце болезненно ныло от этого свиста; тем не менее я жадно ел, в чем мне не уступала и девушка, шедшая с левой стороны от меня".

Далее герой спросил как ее зовут.

"-Как тебя зовут?" - зачем -то спросил я ее.

-Наташа! - отвечала она, звучно чавкая"

"Я посмотрел на нее - у меня больно сжалось сердце, я посмотрел во тьму впереди меня и - мне показалось, что ироническая рожа моей судьбы улыбается мне загадочно и холодно".

В христианской традиции имя Наталья ассоциируется с рождественским событием - рождением Иисуса Христа. В этой связи может интерпретироваться как "рожденная в радостный день".

Далее автор описывает погоду.

"По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли, и ветер свистел, влетая в проломленное дно - в щель, где билась какая - то щепочка, билась и трещала беспокойным и жалобным звуком.

Волны реки плескались о берег, они звучали так монотонно и безнадежно, точно рассказывали о чем - то невыносимо скучном и тяжелом, надоевшем им до отвращения, о чем - то таком, от чего им хотелось бы убежать и о чем все - таки необходимо говорить. Шум дождя сливался с их плеском, и над опрокинутой лодкой плавал протяжный, тяжелый вздох земли, обиженной и утомленной этими вечными сменами яркого и теплого лета - осенью холодной, туманной и сырой. Ветер носился над пустынным берегом и вспененной рекой, носился и пел унылые песни...

Снова как в других рассказах и повестях М. Горький вводит песни.

Далее автор описывает лодку и их ощущения.

"Помещение под лодкой было лишено комфорта: в нем было тесно, cыро, в пробитое дно сыпались мелкие, холодные капли дождя, врывались струи ветра. Мы сидели молча и дрожали от холода. Мне хотелось спать, помню. Наташа прислонилось спиной к борту лодки, скорчившись в маленький комок. Обняв руками колени и положив на них подбородок, она упорно смотрела на реку, широко раскрыв свои глаза, - на белом пятне ее лица они казались громадными от синяков под ними. Она не двигалась, эта неподвижность и молчание - я чувствовал - постепенно родит во мне страх перед моей соседкой...Мне хотелось заговорить с ней, но я не знал, с чего начать".

Далее автор описывает откровения Наташи и отчаяние жизни, и размышления героя о ней.

"Она заговорила сама.

"-Экая окаянная жизнь!... - внятно, раздельно, с глубоким убеждением в тоне произнесла она.

Но это не была жалоба. В этих словах было слишком много равнодушия для жалобы. Просто человек подумал, как умел, подумал и пришел к известному выводу, который и высказал вслух и на который я не мог выразить, не противореча себе.

-Хоть бы сдохнуть, что ли...- снова проговорила Наташа, на этот раз тихо и задумчиво. И снова в ее словах не звучало ни одной ноты жалобы. Видно было, что человек, подумав про жизнь, посмотрел на себя и спокойно пришел к убеждению, что для охранения себя от издевательств жизни он не в состоянии сделать что - либо другое, кроме того, как именно - "сдохнуть".

Мне стало невыразимо тошно от такой ясности мышления, и я чувствовал, что если буду молчать еще, то наверное заплачу".

Далее он спросил.

"-Кто это тебя избил? - cпросил я, не придумав ничего умнее.

-Да все Пашка же...ровно и громко ответила она.

-А он кто?

-Любовник. Булочник один...

-Часто он тебя бьет?...

-Как напьется, так и бьет"...

Имя Павел означает "маленький", "небольшой".

Также существует библейская версия происхождения: имя связано с апостолом Павлом, который сыграл важную роль в распространение христианства и участвовал в написании значительной части Нового Завета.

Далее она начинает рассказывать о себе.

"Она - "девица из гулящих, которые...", а он булочник с рыжими усами и очень хорошо играет на гармонике. Ходил он к ней в "заведение" и ей очень понравился, потому что человек он веселый и одевается чисто. Поддевка в пятнадцать рублей и сапоги с "набором" у него.. По этим причинам она в него влюбилась, и он стал ее "кредитным". А когда он стал ее "кредитным", то занялся тем, что отбирал у нее те деньги, которые ей давали другие гости на конфеты, и, напиваясь на эти деньги, стал бить ее, - это бы еще ничего, - а стал "путаться" с другими девицами на ее глазах...

Третьего дня я вот отпросилась у хозяйки гулять, пришла к нему, а у него Дунька пьяная сидит.

Я говорю ему: "Подлец ты, подлец! Жулик ты! Он избил меня всю Все порвал: и платье и кофточку - новенькая еще совсем ... и платок сдернул с головы".

Число три сакральное.

Далее автор описывает погоду.

Вообще идет описание того или иного действия, а потом автор описывает погоду.

"И ветер выл, становясь все крепче и холоднее. У меня снова зубы принялись танцевать. А она тоже ежилась от холода, придвинувшись настолько близко ко мне, что я уже видел сквозь тьму блеск ее глаз".

Далее автор описывает отношение героини к мужчинам.

"-Какие все вы мерзавцы, мужчины! Растоптала бы я вас всех, изувечила. Издыхай который из вас... плюнула бы в морду ему, а не пожалела! Подлые хари! Канючите, канючите, виляете хвостом, как подлые собаки, а поддастся вам дура, и готово дело! Сейчас вы ее и под ноги себе... Шематоны паршивые"...

Далее автор описывает рассуждения героя, имени, которого мы так и не узнали.

"Но все это действовало на меня сильнее самых красноречивых и убедительных пессимистических книг и речей, которые я слышал немало и раньше, и позднее, и по сей день слышу и читаю. И это потому, видите ли, что агония умирающего всегда гораздо естественнее и сильнее самых точных и художественных описаний смерти.

Мне было скверно - наверное, больше от холода, чем от речей моей соседки по квартире. Я тихонько застонал и заскрипел зубами.

Она меня утешала...Она меня ободряла...

Будь я трижды проклят! Сколько было иронии надо мной в этом факте. И меня - то согревала своим телом продажная женщина, несчастное, избитое, загнанное существо, которому нет места в жизни и нет цены и которому я не догадался помочь раньше, чем она мне помогла, а если б и догадался, то едва ли бы сумел помочь ей чем - либо".

Далее автор снова вводит описание погоды.

"Мне нельзя было этого подумать, ибо на меня сыпались холодные капли дождя, крепко к моей груди прижималась грудь женщины, в лицо мне веяло ее теплое дыхание, хотя и с легоньким букетом водки...

Выл и стонал ветер, стучал дождь о лодку, плескались волны, и оба мы, крепко сжимая друг друга, все - таки дрожали от холода".

И тут герой психологически не выдержал всего.

"Под влиянием ее речей, наивных и ласковых, внутри меня тихо затеплился некий огонек, и от него что - то растаяло в моем сердце.

Тогда из моих глаз градом полились слезы, смывшие с сердца моего много злобы, тоски, глупости и грязи, накипевшей на нем пред этой ночью.

...До рассвета мы лежали в объятиях друг друга".

Рассвет как начало чего - то нового.

"А когда рассвело, вылезли из - под лодки и пошли в город.

Потом дружески простились и более не встречались никогда, хотя я с полгода разыскивал по всем трущобам эту милую Наташу, с которой провел описанную мною ночь, однажды осенью".

Ночь как что - то таинственное.

И эта ночь есть смысл рассказа: "Однажды осенью".

Герой не знает о дальнейшей судьбе Наташи.

"Если она уже умерла - как это хорошо для нее! - в мире да почиет! А если жива - мир душе ее! Да не проснется в душе ее сознание падения... ибо это было бы страданием излишним и бесплодным для жизни".

М .Горький типичен в своей малой прозе.

Многие конструкции повторяются.

Слой населения один и тот же.

Проблемы одни и те же.

Может он хотел показать глубину простых людей?

Что они тоже живут, переживают, добиваются, рождаются, умирают.

В конце концов.