Найти в Дзене

Как я учу малышей рисовать.

Для начала хочу поговорить о пользе рисования для детей с особенностями, в частности, алаликов.

Благодаря занятиям рисованием, мой сын за год прошел путь от еле заметных линий, которые он делал, держа руку с карандашом навесу до уверенной штриховки и рисования предметов. То есть, конечно развивается мелкая моторика и планирование действий. Если сначала мой сын в процессе забывал, что мы вообще изображаем, то сейчас он держит идею и думает о ее реализации во время всего процесса.

Пространственные представления и ориентация. Изображая что-либо приходится очень внимательно изучать форму, цвет, размер, положение в пространстве.

Ну и, на мой взгляд, самое главное, творческое познание, взаимодействие с миром. Когда ты изображаешь что-либо, какой-либо сюжет, ты его осмысляешь, причем не логически, а парадоксально, интуитивно. Мой сын очень креативный, нестандартно мыслящий ребенок, уверена, что это результат занятий творчеством. Мы с ним, правда, не только рисуем, еще лепим, конструируем из бумаги, постоянно смешиваем техники. Он привык думать, как решать задачи в своих играх, если нет простого решения. Нет клея-подойдет крем или варенье, хочется поиграть в лифт, а кнопок нет- из старой клавиатуры можно вырвать кнопки и налепить их на пластилин в шкаф))). Вобщем, скучать не успеваем. Надеюсь, это в хорошем смысле выстрелит в будущем.

Как я начинаю и что для этого нужно.

Из красок можно взять любую детскую акварель, она быстро сохнет и подойдет для фона, фигуры удобно рисовать гуашью. Конечно я люблю "Мастер-класс" от Невской Палитры и это не реклама, это жизнь. Конечно, сойдет любая гуашь, а когда во вкус войдете, советую именно это, так как она ярче, цвета не блекнут.

Бумага нужна плотная, лучше качеством "для акварели", в альбомах для рисования она тонкая и может не выдержать большое количество воды и краски. Формат: сначала немного можно на А4 порисовать, затем лучше на А3. "Чем меньше художник, тем больше лист" - говорил мой преподаватель. Нельзя не согласиться. На большом листе рисовать легче, и получается красивее.

Кисти нужны разных размеров, основных 3 - очень толстая-широкая, хорошо держащая форму, сантиметра 1,5-2 в ширину (размер 10-12), средняя (3-4) и тонкая (1). Рисовать, в основном, будем именно толстой.

Из полезного - кусок хлопковой тряпки ненужный, чтобы вытирать (можно тыкать) кисть, если на ней слишком много воды. Положите ее рядом с водой. Вынул, тык в тряпочку, потом в краску.

Хорошо иметь палитру и на ней смешивать краски. Дети это очень любят, кроме того, отлично развивает восприятие.

Бумажный скотч. Неочевидная вещь. Приклеивание им бумагу к столу, и проблема уезжающей бумаги решена.

С малышами мы не делаем никаких предварительных рисунков, сразу рисуем кистью. Если не получается держать ее правильно как ручку, берем так, как держат художники- это так, как берет ложку малыш- всей рукой захватывая ее. Можно потом выставить вперед указательный палец.

Лучше держать так, чем держать по-ученически , но неправильно, например, выставляя вперед средний палец. Это часто бывает, когда рука еще не окрепла. Важно, чтоб впереди был указательный палец, а средний помогал удерживать кисть или карандаш. Переучивать гораздо сложнее, чем контролировать сразу, чтобы ребенок держал правильно.

По темам. Сначала лучше начинать с рисования крупных предметов простой формы. Самая простая форма -круг. (Колобок, снеговик, цыпленок , лицо и т п). Когда ребенок немного освоится, можно рисовать любые формы, разбив их на простые. Например, человек: лицо- круг, туловище - овал, ноги и руки -полоски, и т п.

Начинаем с обсуждения того, что мы будем рисовать. Показываем картинку, а со временем, можно на планшете предлагать выбрать картинку, которая понравилась. Обсуждаем, где находится наш герой, на улице или в доме, какое время суток, какое время года , какая погода (если уже доступно). Начинаем делать фон с учётом того, что проговорили. Сначала закрашиваем просто: трава зеленая, небо синее и т п. Чтобы по времени было не слишком растянуто и ребенок не потерял интерес. Со временем можно поверх зеленого покрасить, например, белым или желтым и посмотреть, какой эффект получится. Потом рисуем героя. Если фигуры типа треугольника или прямоугольника сразу не получаются, можно поставить точки, а малыш их соединит или закрасит. Потом, можно научить его самому ставить точки.

Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет.
Рисунок моего сына, 5 лет.
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына 5 лет
Рисунок моего сына 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет
Рисунок моего сына, 5 лет.
Рисунок моего сына, 5 лет.

Конечно сам, без моей помощи он так не нарисовал бы. Но, моя помощь- обсуждение, объяснение, помощь в планировании действий - сначала мы делаем это, потом -то. Если непонятно как рисовать, я рисую на отдельном листочке, но не в работе ребенка, потому что это убивает самооценку ребенка, подрывает уверенность в собственных силах.

Так как одна из моих целей - подготовка руки к письму, мы перешли к отличной технике - акварельные маркеры, а красками рисуем реже.

Рисунок моего сына, 6 л
Рисунок моего сына, 6 л
Смешаная техника, мой сын, 6 л
Смешаная техника, мой сын, 6 л
Рисунок моего сына, 6 л
Рисунок моего сына, 6 л
Смешанная техника, работа моего сына, 6 л
Смешанная техника, работа моего сына, 6 л
Рисунок моего сына, 6 л
Рисунок моего сына, 6 л

Цель моя, чтобы сын рисовал спонтанно, по собственной инициативе не достигнута. В играх, если ему надо, он свободно использует и ножницы, и может что-то нарисовать, нужное для игры. Но рисунков нет. Выходить из положения я стала тем, что на моих занятиях с ним я даю задание и не помогаю практически никак, просто смотрю что получается. Конечно, рисунки значительно хуже, но зато они полностью самостоятельные. Как специалист по рисуночным тестам, я вижу в этих рисунках отличия от нормы. Но если бы мы не рисовали, результат был бы значительно хуже. А ведь рисую и занимаюсь я с ним всего полтора года! Надеюсь, дальше будет еще лучше!

Если углубиться в тему, можно понять, как это работает в коррекции дисграфии, зрительной агнозии и других нарушений пространственного восприятия. Я не буду этого делать, но на примере своего сына вижу прекрасный результат.