Найти в Дзене

"Игра в кальмара 3": психологизм, пасхалки и отсылки

Поклонники южнокорейской дорамы "Игра в кальмара" этим летом наконец дождались завершающего финального сезона. Мнения о нем самые разные, порой противоречивые. Кому-то показалась смазанной концовка, кому-то не хватило раскрытия персонажей, но что осталось неизменным и что режиссер фильма успешно переносит из сезона в сезон - символика и отсылки, которые заставляют внимательного зрителя нажать на паузу и задуматься. Поэтому в этой статье хотелось бы поговорить про психологизм третей части "Игры в кальмара" и найти то, что скрыто между строк или так или иначе намекает на развитие сюжета. Итак...

1. Гроб с Ги Хуном между красной и синей линиями

Когда солдаты в розовом заносят в комнату, где живут игроки гроб с главным героем, который оказывается жив и вернулся в игру, мы видим что его ставят аккуратно между красной и синей линиями. Линии отделяют согласившихся на продолжение игры и желающих ее покинуть при голосовании. Что уже является жирным намеком на то, что Ги Хун воздержится в будущем голосовании, а также отражает его душевное пограничное состояние. Герой разочарован в людях и больше не знает где найти силы, чтобы восстановить свою веру в них и в самого себя. Кстати, то что участники игры голосуют на своей территории тоже символично, как некая отсылка к тому что они сами принимают решение.

2. Надпись на стене

-2

На стенах, в комнате, где живут участники игр, в третьем сезоне можно увидеть большие надписи на латыни "HODIE MIHI" и "CRAS TIBI", что переводится как "Сегодня ты, завтра я". Такая надпись очень часто встречается на старинных склепах и надгробиях, заставляя случайного прохожего задуматься о скоротечности жизни и неотвратимости смерти. Кстати, гуляя по старинным некрополям Петербурга я часто встречала надписи с похожим смыслом, иногда, в стихотворной форме. К примеру:

«Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так как я.
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку, и вспомни о судьбе -
Я дома, ты в гостях — Подумай о себе».

В контексте сериала, фраза также означает неотвратимость смерти, а также равенство перед ней абсолютно всех.

3. Шахматы

Рядом с латинской надписью мы видим и изображение шахматной доски. Легко провести параллель между шахматной игрой и тем что происходит на острове. Есть шахматные фигуры - игроки, есть зрители и есть те, кто управляет фигурами. При чем, какой бы фигурой ты не был, хоть пешкой, хоть королем, в этих играх равны все. Что и отражено на рисунке, где не изображены шахматные фигуры, а стоят кресты. При чем кресты как на белых. так и на черных квадратах. Что опять же снова и снова отсылает к неизбежности исхода.

Режиссер сериала не раз также подчеркивал что одной из важных тем в его работах (да и во многих корейских фильмах) является тема общественного неравенства, капитализма и социальных проблем в Южной Корее. "Игра в кальмара" не стала исключением (как, к примеру, тот же нашумевший "Поезд в Пусан"). В этом контексте становится понятно, почему автор использовал для иллюстрации именно шахматы.

Однако, меня заинтересовала еще одна деталь. Шахматы на стене изображены как бы в отражении. И это, скорее всего, одна из тем двойственности, которая прослеживается в финальном сезоне. Даже постер к сериалу вполне иллюстрирует эту двойственность - две тени, два цвета цветов, две стрелки часов (которую будто образует гроб). Все намекает на то, что будет происходить с Ги Хуном в финальной части.

-4

4. Та самая двойственность в сериале

Шахматы изображенные в отражении, гроб с Ги Хуном внутри между двух линий; игрок с зеркальным номером 222, который играет немалую роль в сюжете, а также его как бы "раздвоение", когда рождается ребенок; гигантская кукла теперь не одна, а в паре с другой куклой; "морпех", которого преследует Ги Хун, оказывается почти как близнец похож на другого игрока...Двойственности в этом сезоне не меньше, чем в знаменитом "Твин Пиксе". Но для чего она здесь? Скорее всего, чтобы показать внутренние метания, своего рода душевный статус главного героя. Он запутался, он между тьмой и светом, он не знает точных ответов на вопросы, в нем борются самые разные чувства, он МЕЖДУ.

Если внимательно присмотреться к ракурсам, в сцене, где Ги Хун сидит прикованным наручниками к кровати, камера снимает его как бы МЕЖДУ прутьями.

5. Последняя фраза главного героя

Переводы, к сожалению, разнятся. Тот в котором смотрела фильм я был такой: "Мы не лошади, мы люди. МЫ ЛЮДИ!" (кстати, отсылка к скачкам на которые ставил главный герой в первых сериях). В другом же варианте фраза была незаконченной: "Мы не лошади, мы люди. Люди это..." Уж не знаю каков перевод наиболее точный, но второй вариант более интересен. Есть две версии. Первая - Ги Хун доказывает что люди способны на самопожертвование и даже в самых страшных обстоятельствах способны сохранить лицо и сделать справедливые выборы. Что и подтверждает, спрыгнув с вершины. Но вторая версия мне нравится больше. Скорее всего, Ги Хун не нашел ответ на этот вопрос. А точнее понял, что люди существа противоречивые и непредсказуемые, в которых могут уживаться самые разные качества.

6. Три этапа перерождения героя

Три  сезона и три стадии трансформации героя. Если в первом мы видим немного наивного, искренне верящего в людей и справедливость человека, то во втором перед нами предстает совершенно другой персонаж. Разочаровавшийся в людях, опытный, но готовый бороться. В третьем же главный герой уже не делит мир на черное и белое, но несмотря на то что разочарован, знает что люди могут быть и другими. Три этапа - три  сезона, три фигуры в символе игры, три следующие по возрастающей цифры в номере героя 456...

7. Момент сопричастности зрителей по ту сторону экрана к зрителям в сериале

Нам показывают бездушных вип гостей, которые наблюдают за игрой именно в момент одного из неожиданных поворотов. Зритель смотрящий сериал тут же реагирует на это: "Неужели? Вот это поворот...Я не ожидал". И вип гость на экране практически повторяет наши слова удивления, пусть даже мы их и не произносили вслух, а только подумали. И это довольно жуткий момент, когда мы ловим себя на том, что мы тоже с интересом наблюдаем за этой страшной игрой.

-7

8. Декорации вип гостей

Все гости, которые наблюдают за этим жестоким шоу носят золотые маски животных, что намекает на то, что люди могут вести себя как настоящие звери, а все декорации, которыми окружены гости состоят из растительных орнаментов - рисунок листьев на халатах и обшивках диванов, одежде, бесконечные кадки с пальмами. Настоящий дикий лес, в котором обитают хищники!

-8

9. Декорации комнаты, в которой рождается ребенок

Если обратим внимание на оформление комнаты в которой рождается ребенок у Чжун Хи, то мы увидим подводный мир. Это прямая отсылка как к околоплодным водам, так и к зарождению жизни в воде.

-9

10. Красные цветы на желтом фоне и извержение вулкана

В сцене, где двое участников игры борются на полу очередной "детской" комнаты мы видим красные цветы на желтом фоне. На фоне напряженности происходящего нам кажется что это и правда невинные красные цветы. Однако, стоит поставить на паузу видео и мы видим что лепестки цветов представляют собой кровавые отпечатки ладоней, что намекает на то, что со всей вероятностью здесь скоро произойдет.

На необратимость судьбы указывают и декорации другой комнаты, где изображено извержение вулкана, от которого в ужасе спасаются доисторические животные.

Кроме того, сцена убийства матерью сына происходит на фоне стен, где изображены белые бабочки - символ и предвестник смерти, что тоже весьма символично, как и то, что мать Ен Сика перерезает пуповину той же шпилькой, которой впоследствии убьет своего сына.

Скорее всего, это не все пасхалки. Интересна также символика цветов на постере и на полу комнат, когда видим упавших с высоты героев. Более подробную информацию найти по этому поводу не удалось, но буду благодарна, если вы выскажете свое мнение или как-то дополните статью.

Может быть вы заметили еще что-то интересное? Делитесь в комментариях)!

Если вам понравилась статья – ставьте лайк и оставляйте комментарии! Запись на мою консультацию:  8 967 650 70 60

Ссылка на мой Телеграм канал: https://t.me/ushakovapsy