Поклонники южнокорейской дорамы "Игра в кальмара" этим летом наконец дождались завершающего финального сезона. Мнения о нем самые разные, порой противоречивые. Кому-то показалась смазанной концовка, кому-то не хватило раскрытия персонажей, но что осталось неизменным и что режиссер фильма успешно переносит из сезона в сезон - символика и отсылки, которые заставляют внимательного зрителя нажать на паузу и задуматься. Поэтому в этой статье хотелось бы поговорить про психологизм третей части "Игры в кальмара" и найти то, что скрыто между строк или так или иначе намекает на развитие сюжета. Итак...
1. Гроб с Ги Хуном между красной и синей линиями
Когда солдаты в розовом заносят в комнату, где живут игроки гроб с главным героем, который оказывается жив и вернулся в игру, мы видим что его ставят аккуратно между красной и синей линиями. Линии отделяют согласившихся на продолжение игры и желающих ее покинуть при голосовании. Что уже является жирным намеком на то, что Ги Хун воздержится в будущем голосовании, а также отражает его душевное пограничное состояние. Герой разочарован в людях и больше не знает где найти силы, чтобы восстановить свою веру в них и в самого себя. Кстати, то что участники игры голосуют на своей территории тоже символично, как некая отсылка к тому что они сами принимают решение.
2. Надпись на стене
На стенах, в комнате, где живут участники игр, в третьем сезоне можно увидеть большие надписи на латыни "HODIE MIHI" и "CRAS TIBI", что переводится как "Сегодня ты, завтра я". Такая надпись очень часто встречается на старинных склепах и надгробиях, заставляя случайного прохожего задуматься о скоротечности жизни и неотвратимости смерти. Кстати, гуляя по старинным некрополям Петербурга я часто встречала надписи с похожим смыслом, иногда, в стихотворной форме. К примеру:
«Прохожий! Ты идешь, но ляжешь так как я.
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку, и вспомни о судьбе -
Я дома, ты в гостях — Подумай о себе».
В контексте сериала, фраза также означает неотвратимость смерти, а также равенство перед ней абсолютно всех.
3. Шахматы
Рядом с латинской надписью мы видим и изображение шахматной доски. Легко провести параллель между шахматной игрой и тем что происходит на острове. Есть шахматные фигуры - игроки, есть зрители и есть те, кто управляет фигурами. При чем, какой бы фигурой ты не был, хоть пешкой, хоть королем, в этих играх равны все. Что и отражено на рисунке, где не изображены шахматные фигуры, а стоят кресты. При чем кресты как на белых. так и на черных квадратах. Что опять же снова и снова отсылает к неизбежности исхода.
Режиссер сериала не раз также подчеркивал что одной из важных тем в его работах (да и во многих корейских фильмах) является тема общественного неравенства, капитализма и социальных проблем в Южной Корее. "Игра в кальмара" не стала исключением (как, к примеру, тот же нашумевший "Поезд в Пусан"). В этом контексте становится понятно, почему автор использовал для иллюстрации именно шахматы.
Однако, меня заинтересовала еще одна деталь. Шахматы на стене изображены как бы в отражении. И это, скорее всего, одна из тем двойственности, которая прослеживается в финальном сезоне. Даже постер к сериалу вполне иллюстрирует эту двойственность - две тени, два цвета цветов, две стрелки часов (которую будто образует гроб). Все намекает на то, что будет происходить с Ги Хуном в финальной части.
4. Та самая двойственность в сериале
Шахматы изображенные в отражении, гроб с Ги Хуном внутри между двух линий; игрок с зеркальным номером 222, который играет немалую роль в сюжете, а также его как бы "раздвоение", когда рождается ребенок; гигантская кукла теперь не одна, а в паре с другой куклой; "морпех", которого преследует Ги Хун, оказывается почти как близнец похож на другого игрока...Двойственности в этом сезоне не меньше, чем в знаменитом "Твин Пиксе". Но для чего она здесь? Скорее всего, чтобы показать внутренние метания, своего рода душевный статус главного героя. Он запутался, он между тьмой и светом, он не знает точных ответов на вопросы, в нем борются самые разные чувства, он МЕЖДУ.
Если внимательно присмотреться к ракурсам, в сцене, где Ги Хун сидит прикованным наручниками к кровати, камера снимает его как бы МЕЖДУ прутьями.
5. Последняя фраза главного героя
Переводы, к сожалению, разнятся. Тот в котором смотрела фильм я был такой: "Мы не лошади, мы люди. МЫ ЛЮДИ!" (кстати, отсылка к скачкам на которые ставил главный герой в первых сериях). В другом же варианте фраза была незаконченной: "Мы не лошади, мы люди. Люди это..." Уж не знаю каков перевод наиболее точный, но второй вариант более интересен. Есть две версии. Первая - Ги Хун доказывает что люди способны на самопожертвование и даже в самых страшных обстоятельствах способны сохранить лицо и сделать справедливые выборы. Что и подтверждает, спрыгнув с вершины. Но вторая версия мне нравится больше. Скорее всего, Ги Хун не нашел ответ на этот вопрос. А точнее понял, что люди существа противоречивые и непредсказуемые, в которых могут уживаться самые разные качества.
6. Три этапа перерождения героя
Три сезона и три стадии трансформации героя. Если в первом мы видим немного наивного, искренне верящего в людей и справедливость человека, то во втором перед нами предстает совершенно другой персонаж. Разочаровавшийся в людях, опытный, но готовый бороться. В третьем же главный герой уже не делит мир на черное и белое, но несмотря на то что разочарован, знает что люди могут быть и другими. Три этапа - три сезона, три фигуры в символе игры, три следующие по возрастающей цифры в номере героя 456...
7. Момент сопричастности зрителей по ту сторону экрана к зрителям в сериале
Нам показывают бездушных вип гостей, которые наблюдают за игрой именно в момент одного из неожиданных поворотов. Зритель смотрящий сериал тут же реагирует на это: "Неужели? Вот это поворот...Я не ожидал". И вип гость на экране практически повторяет наши слова удивления, пусть даже мы их и не произносили вслух, а только подумали. И это довольно жуткий момент, когда мы ловим себя на том, что мы тоже с интересом наблюдаем за этой страшной игрой.
8. Декорации вип гостей
Все гости, которые наблюдают за этим жестоким шоу носят золотые маски животных, что намекает на то, что люди могут вести себя как настоящие звери, а все декорации, которыми окружены гости состоят из растительных орнаментов - рисунок листьев на халатах и обшивках диванов, одежде, бесконечные кадки с пальмами. Настоящий дикий лес, в котором обитают хищники!
9. Декорации комнаты, в которой рождается ребенок
Если обратим внимание на оформление комнаты в которой рождается ребенок у Чжун Хи, то мы увидим подводный мир. Это прямая отсылка как к околоплодным водам, так и к зарождению жизни в воде.
10. Красные цветы на желтом фоне и извержение вулкана
В сцене, где двое участников игры борются на полу очередной "детской" комнаты мы видим красные цветы на желтом фоне. На фоне напряженности происходящего нам кажется что это и правда невинные красные цветы. Однако, стоит поставить на паузу видео и мы видим что лепестки цветов представляют собой кровавые отпечатки ладоней, что намекает на то, что со всей вероятностью здесь скоро произойдет.
На необратимость судьбы указывают и декорации другой комнаты, где изображено извержение вулкана, от которого в ужасе спасаются доисторические животные.
Кроме того, сцена убийства матерью сына происходит на фоне стен, где изображены белые бабочки - символ и предвестник смерти, что тоже весьма символично, как и то, что мать Ен Сика перерезает пуповину той же шпилькой, которой впоследствии убьет своего сына.
Скорее всего, это не все пасхалки. Интересна также символика цветов на постере и на полу комнат, когда видим упавших с высоты героев. Более подробную информацию найти по этому поводу не удалось, но буду благодарна, если вы выскажете свое мнение или как-то дополните статью.
Может быть вы заметили еще что-то интересное? Делитесь в комментариях)!
Если вам понравилась статья – ставьте лайк и оставляйте комментарии! Запись на мою консультацию: 8 967 650 70 60
Ссылка на мой Телеграм канал: https://t.me/ushakovapsy