Сентябрь 1942 год, уже больше года идёт война СССР и Германии а курсанты и инструкторы "чкаловских авиационных школ" закончившие свою программу обучения ещё в конце 1941 года - все ещё находились в глубоком советском тылу.
Они - став пилотами и штурманами авиационного полка легких ночных бомбардировщиков с начала 1942 года стремились попасть на фронт и сражаться с врагом, но командование приказало: "ждать!"...Наконец, в конце сентября их всех вызвали по тревоге, построили на полигоне и зачитали приказ об отправки на фронт!
Это был настолько радостный момент, что никто из молодых пилотов и штурманов даже не поинтересовался на чём они будут летать. Они ехали на фронт и это было главным.
Но спустя время, они все таки задались этим вопросом...И выразили уверенность: "Будут только современные самолёты. Поскольку, уже идёт второй год войны и все наши старые тихоходные самолёты давно немцы сбили".
Но по прибытию на место формирования выяснилось что всем их ожиданиям и предсказаниям не суждено было исполнится... В своих воспоминаниях майор К. Степанов по этому поводу написал: " Мы получили такие "современные и быстрые самолёты" что даже Р-5 на которых спасали челюскинцев и на которых мы обучались - показались нам верхом совершенства. В общем, мы получили самолёт У-2. Без сомнения, он хорош для обучения но в бою...В первый же день, мы сидели около взлетно-посадочной полосы и смотрели на эти самолёты, привезённые из всех аэроклубов страны и нас посещали мрачные мысли".
Майор Степанов также отмечал что в сложившейся ситуации были виноваты отчасти и сами молодые лётчики. Им просто напросто надо было сдать все экзамены в авиационной школе на "отлично". Ведь все "отличники" в первую очередь отправились на фронт и многие на новых современных машинах. А многим "троишникам" достался устаревший многоцелевой биплан У-2.
Для экипажей самолётов У-2 наступили тяжёлые дни. У них не стало ни одной минуты свободного времени - изучали устройство самолёта, его вооружение, разнообразные инструкции и наставления. И полёты, полёты и еще раз полёты. Дневные и ночные.
И как то вечером состоялся серьезный разговор экипажей с командованием. Неожиданно пришёл полковник Никифоров и прямо с порога спросил:" Я слышал что вы недовольны нашими "тихоходами". Почему?". Пилот Сидоров ответил ему: " Мы прекрасно понимаем, что вы сами товарищ полковник от них не в восторге!".
Такой ответ не смутил полковника Никифорова: "Ну, допустим не в восторге. Но не теряю присутствие духа, как вы! Давайте отложим все "против", и рассмотрим какие есть "плюсы" у самолёта. Он - дешёвый и быстрый в изготовлении, устойчивый и практически неуязвимый в ночном бою. И самое главное, любой желающий в короткий срок может освоить биплан У-2 и летать на нём."
Около часа длился разговор полковника Никифорова с экипажами. И в конце концов, те согласились что у биплана У-2 "плюсов больше чем минусов".