Найти в Дзене

Пилим статуи. Память? Пофигу!

Есть в Петербурге Северное кладбище — не самое древнее, но дореволюционное; не самое парадное, но огромное, разнообразное и полное удивительных историй. Там, среди стандартных плит и типовых оградок, иногда встречаются настоящие скульптурные чудеса: памятники, которые хочется рассматривать, фотографировать, изучать, потому что это — искусство, а не просто метка, обозначающая могилу. Одной из таких работ было скульптурное надгробие 19-летней Ирины Корытовой (1958–1978): девушка с длинной косой присела на камень и засмотрелась на что-то вдали. Простое платье с воротничком, босые ноги и непринужденная поза делали ее собирательным образом всех юных девушек, встречающих свое первое взрослое лето… Приблизившись и вглядевшись получше, можно было удостовериться, что лицо статуи имело несомненное портретное сходство с Ириной. Это подтверждала овальная фотография, укрепленная на постаменте под ногами статуи. К сожалению, мне абсолютно неизвестно, чьего авторства эта прекрасная работа: подписи
Оглавление

Есть в Петербурге Северное кладбище — не самое древнее, но дореволюционное; не самое парадное, но огромное, разнообразное и полное удивительных историй.

Там, среди стандартных плит и типовых оградок, иногда встречаются настоящие скульптурные чудеса: памятники, которые хочется рассматривать, фотографировать, изучать, потому что это — искусство, а не просто метка, обозначающая могилу.

Одной из таких работ было скульптурное надгробие 19-летней Ирины Корытовой (1958–1978): девушка с длинной косой присела на камень и засмотрелась на что-то вдали. Простое платье с воротничком, босые ноги и непринужденная поза делали ее собирательным образом всех юных девушек, встречающих свое первое взрослое лето…

-2

Приблизившись и вглядевшись получше, можно было удостовериться, что лицо статуи имело несомненное портретное сходство с Ириной. Это подтверждала овальная фотография, укрепленная на постаменте под ногами статуи.

К сожалению, мне абсолютно неизвестно, чьего авторства эта прекрасная работа: подписи мастера на памятнике я не нашла. Но сфотографировала, за что благодарна себе. Потому что теперь она, устремившая взгляд в вечность, осталась в моем архиве.

А на кладбище остался участок с могилой Ирины, и постамент, и камень, на котором сидит статуя. Вот только теперь смотреть в вечность ей стало нечем, потому что в конце весны — начале лета неизвестные товарищи, прогуливаясь по кладбищу с болгаркой, решили, что вeрхняя полoвина статуи им нужнее, чем всем остальным — целая.

-3

Ну, и что мы имеем на сегодня? Постамент повреждён, табличка с фотографией и ФИО пропала, от скульптуры осталась только нижняя часть, сидящая на камне.

-4

Верхняя часть, цинично отпилeнная по линии талии, спижжeнa в неизвестном направлении. На спине бывшей статуи чудовищный фигурный распил с острыми углами по типу осколков.

-5

Места спила блестят золотом. Статуя внутри полая, пустота зияет как отверстая рана, вопиет: ЗА ЧТО?!

-6
Меня зовут Елена Васильева. Я — петербургский некрополист, автор книги «Азбука петербургских некрополей».

Для меня кладбища — не просто часть городской среды, а отражение памяти, искусства и множества человеческих жизней, некий личный архив Петербурга. Я пишу о них, как о возможности встретиться с Историей
лицом к лицу. Но что делать, если эту возможность постепенно превращают в процедуру свидания с обломками?

Всё, что вы читаете здесь — мой личный опыт, мои наблюдения и моя боль за те места, которые стали мне дороги.
-7

Пилили - делили, ехало-болело

Это лето урожайно на вандалов. Мы уже обсуждали с вами историю на Серафимовском кладбище, где энтузиаст-реставратор, никого не спросясь, навел блеск на мемориалах подводников. Потом мне рассказали о главе ижорской администрации, позолотившем монумент, посвященный морякам-балтийцам. А потом еще, еще и еще, конца-краю не видать. И красят, и тащат, и отпиливают... что хотят, то и делают.

Я не оправдываю ни бронзовых реставраторов, ни ночных болгарочников, ни золотых чиновников. Неважно, кто ты — энтузиаст без разрешения, ночной гость с инструментом или глава администрации с мандатом: самоуправство на кладбище (и в других местах памяти) — это всегда вандализм.

Но как же поражает разница в реакции на происходящее!

Все равны, но некоторые равнее?

Когда кто-то творит «красоту» на особо охраняемых местах кладбищ — мгновенно включаются камеры, следственные органы, общественный резонанс. Когда чиновник предпринимает неверный ход в сторону увековечения памяти – инфополе молчит, кричат только неравнодушные жители города.

А вот когда исчезает уникальное надгробие (или же его часть) на обычной могиле — тишина ничем не нарушается, как будто ничего не произошло. Для кого-то это «не наше дело», для кого-то — «не объект культурного наследия», а для истории, для города — еще один утраченный фрагмент, которого никто не заметил.

Это хорошо, что есть кладбища, участки и надгробия, которые особо охраняются. Но есть ведь и другие. И таковых большинство. Теоретически они находятся под охраной администрации кладбища. А практически…

Пилить начинали с руки - видите, начало распила на запястье?
Пилить начинали с руки - видите, начало распила на запястье?

На обычных могилах — хоть трава не расти, хоть медальон отковыривай, хоть статую распиливай, хоть крест уволоки. Главное — статусное и охраняемое не трогай. Всё остальное — дело случая… и наплевательства.

------

  • Почитать о моей книге "Азбука петербургских надгробий" можно здесь
  • Купить книгу можно в книжных магазинах, а также на озоне, яндекс-маркете и вайлдберрис
  • Почитать про бронзового вандала можно здесь.