Найти в Дзене
Зеркало Эпох

К-3 «Ленинский комсомол»: Первая советская атомная подводная лодка

Оглавление

Создание и техническое значение

1 июля 1958 года стало знаковой датой в истории советского флота — первая советская атомная подводная лодка К-3 подняла военно-морской флаг. Четыре дня спустя, 4 июля, она впервые дала ход под атомной энергетической установкой. Это событие ознаменовало революцию в подводном кораблестроении и стало ответом на американское превосходство в области атомного флота.

Проектирование К-3 началось по постановлению Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 года «О проектировании и строительстве объекта 627». Главным конструктором был назначен Владимир Николаевич Перегудов, научное руководство возложили на академика Анатолия Александрова.

Строительство и технические характеристики

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года на заводе №402 (ныне «Севмаш») в Северодвинске и спущена на воду 9 августа 1957 года. Физический пуск реакторов состоялся в сентябре того же года.

Основные технические параметры К-3:

  • Водоизмещение: 4750 тонн
  • Максимальная скорость под водой: 28 узлов (без выхода реакторов на полную мощность)
  • Экипаж: 104 человека
  • Вооружение: 8 торпедных аппаратов
  • Энергетическая установка: 2 водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 140 МВт
-2

Лодка получилась быстроходнее американского «Наутилуса», поскольку её корпус проектировался с нуля с упором на качество подводного хода, в отличие от американских проектов, использовавших конструкции дизель-электрических лодок.

Исторические достижения

В июле 1962 года К-3 совершила историческое всплытие на Северном полюсе, став первой советской подводной лодкой, достигшей этой точки. За 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды всплывала почти точно на полюсе — 15, 18 и 19 июля.

Это достижение имело стратегическое значение: советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок, что восстанавливало паритет после американского всплытия на полюсе лодки «Скейт» в марте 1959 года.

Трагедия и современная судьба

8 сентября 1967 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море на К-3 произошёл пожар в двух носовых отсеках, унёсший жизни 39 моряков. Причиной трагедии стала замена медной прокладки на паронитовую в гидравлической системе высокого давления.

За время службы К-3 совершила шесть боевых служб и четыре дальних похода, пройдя в общей сложности 128 443 морские мили за 14 115 ходовых часов. В 1991 году лодка была исключена из состава флота.

-3

В 2021-2022 годах К-3 была доставлена в Кронштадт и стала центральным экспонатом Музея военно-морской славы кластера «Остров фортов». Это первая в мире музеефицированная атомная подводная лодка, расположенная на суше в крытом помещении.