Найти в Дзене
История обо всём

Как появились шуты и скоморохи, и насколько данная профессия была почитаема

Оглавление

Шуты, служившие при дворах римских и европейских правителей, русские озорники-скоморохи и клоуны в различных образах — все эти профессии часто воспринимаются как несерьёзные, а то и тривиальные. Однако именно шуты могли в нужный момент высказать своё мнение перед правителем, не опасаясь его гнева. Современные клоуны, в свою очередь, создают сложные цирковые номера, объединяющие элементы акробатики и драмы.

Древнерусские скоморохи и античные мимы были не просто весёлыми персонажами, а истинными художниками: музыкантами, актёрами, дрессировщиками и даже последними хранителями древних языческих традиций. Можно сказать, что большинство цирковых и театральных профессий восходит к ремеслу шута, который с помощью смеха создавал атмосферу веселья для важных событий и торжеств. С течением времени шуты постепенно исчезли из повседневной жизни, уступив место клоунам, которые из простых озорников стали признанными мастерами как комических, так и печальных историй.

История возникновения

Традиционный образ шута сформировался постепенно, несмотря на то что эта профессия имеет долгую историю и была высоко ценима. Некоторые шуты достигали значительных высот, становясь губернаторами, учёными или писателями.

Шут — одна из самых древних профессий, упоминания о которой можно найти у римского писателя и натуралиста Плиния Старшего, умершего в 79 году нашей эры. В своём труде «Естественная история» он упоминает, как знаменитый греческий художник Апеллес посетил двор египетского царя Птолемея I и увидел там шутов. Однако эпоха наибольшего расцвета этого ремесла пришлась на Средние века, когда шуты порой становились единственным источником заработка.

При всех королевских и крупных дворянских дворах существовали целые «армии» шутов, которые занимались не только развлечением. Эти умные и находчивые люди обладали музыкальным дарованием, умели составлять ребусы и придумывать игры для веселья гостей. Однако, несмотря на свою близость к двору, шуты оставались изгоями. Законы зачастую запрещали им появляться в городах, а в некоторых случаях позволяли наказывать их телесными наказаниями или даже казнить.

В Средневековье у разных профессий были свои характерные атрибуты, и шут не стал исключением. Его наряд подчёркивал статус аутсайдера: у профессионального западноевропейского шута был колпак с ослиными ушами, фестонный воротник, жилет и разноцветные чулки. Следует отметить, что этот характерный облик сформировался лишь в XV веке, когда шуты стали занимать особое место при дворе.

Лицо и фигура королевского шутника нередко соответствовали его роли. Горбуны, карлики, калеки и люди с различными физическими особенностями олицетворяли переходный мир трикстеров – ловкачей и нарушителей правил, известных в мифологии. Эта связь шута с высшими силами и поклонением низшим языческим божествам олицетворялась в мароте – жезле с набалдашником в виде улыбающегося паяца. Шуты часто разговаривали с маротами, задавая вопросы и сами же на них отвечая. Некоторые исследователи полагают, что такие жезлы в древности могли изображать духов-покровителей рода. Аналогичные обереги были известны и на Руси, например, идол домового из Великого Новгорода.

С конца XII века в Западной Европе настало время расцвета карнавальных празднований и чествования глупцов. Эти весёлые мероприятия пользовались популярностью не только у простых людей, но и у священников, монахов, студентов и многих других. В дни, приуроченные к определённым датам, было позволено не только развлекаться, но и совершать поступки, которые были бы недопустимы в обычные дни. Народные гулянья обычно проходили накануне церковных праздников, с 26 декабря – дня Святого Стефана по католическому календарю – до Богоявления 6 января, а также на Пасху, когда устраивались целые шутовские фестивали, традиции которых восходят к Древнему Риму. В эти дни любой мог ненадолго стать королём или епископом с собственными шутовскими коронами и митрами. Тем, кто на день обретал такую власть, разрешалось смеяться над высокопоставленными лицами. Хотя некоторые правители могли наказать за чрезмерно дерзкий юмор, большинство считало его естественным способом выразить недовольство.

Однако истинную власть имели не уличные комики, а придворные шуты, которые могли сделать успешную карьеру и без колпака с бубенцами. Например, Франсес де Суньига из окружения императора Священной Римской империи Карла V в XVI веке стал губернатором целой области и написал «Бурлескную хронику». В этих откровенных мемуарах придворный остроумец остро отзывался о своих современниках, хотя они охотно читали и переписывали его работы. В Азии шутам позволяли даже больше: Дунфан Шо Манцянь, живший во II веке до нашей эры при дворе императора У, был философом, писателем, дипломатом, судьёй и основателем своей школы боевых искусств. После смерти этот легендарный насмешник стал даосским божеством.

Скоморохи на Руси

Древняя Русь с удовольствием принимала скоморошьи развлечения, а после Петра I русские на время позаимствовали западноевропейское шутовство. Тем не менее, как шуты, так и скоморохи были далеки от привычного образа весёлого массовика-затейника.

Скоморохи существовали на Руси задолго до появления самого термина, и аналогичные явления наблюдаются у многих народов. Некоторые учёные связывают появление скоморошества с III тысячелетием до нашей эры, когда профессиональные весельчаки начали участвовать в похоронных обрядах. Позже у днепровских славян возник обычай развлекать покойника, устраивая весёлые игры с музыкальным сопровождением на похоронной трапезе.

Существовало поверье, что если не пригласить профессионального музыканта или шута на похороны, дух усопшего вернётся и будет досаждать живым. Постепенно традиция звать скоморохов распространилась на другие памятные дни, связанные с поминовением усопших, такие как Радоница, отмечаемая во вторник второй недели после Пасхи. Лишь в 1551 году, по указу Стоглава – сборника решений церковного собора, проведённого при Иване IV Грозном, начались активные преследования «весёлых людей». К тому времени скоморохи стали активно участвовать в свадебных торжествах как простых крестьян, так и знатных людей.

Согласно летописным сведениям, скоморохи не были простыми шутами; они сочетали в себе роли лицедеев, танцоров, сказителей, акробатов и фокусников. При них всегда были музыкальные инструменты: парные свирели, бубны, гусли, а также деревянные трубы и флейта Пана. Особым инструментом скомороха служил гудок, состоявший из деревянной деки и трёх струн. Считается, что традиция скоморошества начала угасать ещё в XVII веке из-за роста церковного недовольства языческими пережитками. Тем не менее, и сегодня находятся люди, которые чтут традиции предков и продолжают традицию веселья. Самым известным современным скоморохом является правправнук писателя Салтыкова-Щедрина, Иван Салтыков, возглавляющий исторический театр «Чуды» в Перми.

На Руси шутов нередко именовали «дураками», чтобы подчеркнуть их статус низшего сословия. Большинство из них не выбирали эту профессию по собственному желанию, а происходили из опальных дворян и бояр. Например, Иван IV Грозный часто развлекался шутами, и за неосторожную шутку мог наказать даже смертью. Только в эпоху Петра I к профессиональным шутам, которых также называли «гаерами», стали относиться более гуманно. Во времена Петра жил известный шут Иван Балакирев, обедневший дворянин, который даже учился военному делу.

При Петре и Екатерине I он был комнатным слугой, а при императрице Анне Иоанновне, известной своей любовью к развлечениям, решил стать шутом. Он стал важной фигурой среди придворных развлечений и долгое время служил образцом для других. Балакирев запомнился остроумными и часто непристойными фразами. Анна Иоанновна щедро платила своим шутам, но после её смерти это ремесло утратило официальное признание. Екатерина II вновь возродила шутовство, но на неофициальном уровне: те, кто умел смешить государыню, не числились при дворе, но иногда получали крупные единовременные выплаты.

Модернизированная профессия

На свете множество представителей профессии шутов и клоунов – от лирического Славы Полунина до ужасающего клоуна из романа Стивена Кинга «Оно». Канонический образ циркового клоуна сформировался относительно недавно, но становится узнаваемым во всём мире.

Несмотря на распространённое мнение, клоунада – это сложное искусство, зависящее от индивидуальности исполнителя. Поэтому существует столько стилей, сколько и самих клоунов. Традиционный образ клоуна обычно ассоциируется с итальянской комедией дель арте, хотя это мнение может быть ошибочным. Образ смешного циркового недотёпы формировался постепенно и прошёл долгую эволюцию.

Первым профессиональным клоуном считается Джузеппе Гримальди, живший в XVIII веке и происходивший из цирковой семьи. Именно он стал инициатором использования реквизита в своих номерах. Гримальди скончался в 1788 году, и его дело продолжил сын Джо. В его честь в разных странах клоунов, исполняющих амплуа август – беспомощного, суетливого персонажа в рыжем парике и костюме рабочего сцены, стали называть «джо» или «джой».

-2

Несмотря на это, сам костюм клоуна не был изобретён Гримальди, который продолжал использовать средневековые одеяния шута. Амплуа августа появилось около 1889 года и было вдохновлено образом неуклюжего униформиста из романа «Господин клоун» Эдуарда де Перродиля. В тот же период появилось амплуа «белого клоуна», лицо которого было напудрено, контрастируя с ярким гримом августа. Обычно «белые клоуны» и августы работали в тандеме, создавая контраст между серьёзностью и шутовством. Однако уже в XIX веке стали возникать и другие формы клоунады, такие как клоуны-прыгуны, активно использующие акробатику, и клоуны-актёры или «шекспировские шуты», основным инструментом которых была работа с публикой.

Наиболее известным клоуном в мире, получившим титул «короля клоунов», был швейцарский акробат Шарль Адриенн Веттах, известный под псевдонимом Грок. Он работал в цирке с 1903 по 1911 год, но вскоре ему наскучила цирковая жизнь. Грок перешёл в мюзик-холл и ввёл моду на приглашение клоунов в водевили и другие театральные постановки. Он играл на множестве инструментов, был гимнастом и жонглёром. Его мастерство стало настолько выдающимся, что международный фестиваль клоунского искусства стал вручать главный приз, названный «Золотой маской Грока».

Другим значимым клоуном стал американец Эммет Келли, который во время Великой Депрессии заменил традиционное веселье образом печального бродяги по имени «Грустный Вилли».

Новатором клоунского искусства был и советский артист Карандаш, настоящее имя которого Михаил Румянцев. Сначала он пытался подражать образу Бродяги, созданному великим Чарли Чаплином, но затем выработал свой уникальный стиль. Карандаш часто выступал в паре с дрессированным фокстерьером и позволял себе лёгкие политические шутки. Впоследствии советская школа клоунады обогатилась именами таких мастеров, как Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, первый в мире дрессировщик кошек Юрий Куклачёв и многих других.