Ну что, мои дорогие, готовы к новой порции разговора, после которого, уверена, многие из вас будут протирать глаза и недоуменно пожимать плечами? Сегодня на нашем с вами «десерте» - персона, до боли знакомая каждому, кто хоть раз включал телевизор и смотрел новости. Имя ей - Наталья. Да-да, та самая, трехкратная олимпийская чемпионка, легенда льда и ныне - видный общественный деятель. Только вот речь пойдет не о ее спортивных подвигах и не о грации на катке, а о гораздо более приземленных, даже, я бы сказала, животрепещущих вещах. О том, как, по ее глубокому убеждению, «можно и нужно» выживать в нашей с вами России на пенсию.
Помните, как в молодости нам казалось, что старость – это где-то очень далеко, а пенсии – это что-то из чужой жизни? А теперь, когда мы сами подошли к этой черте, или наши мамы и бабушки ее перешагнули, вдруг выясняется, что все это – наша с вами реальность. И что же, спрашиваете вы, такого сногсшибательного изрекла уважаемая Наталья? Готовьтесь, дамы, ибо слова ее прозвучали, как удар под дых: «Кушайте меньше». Вот так, просто и незатейливо, с той же легкостью, с какой когда-то она скользила по льду, совершая немыслимые пируэты. В этот момент, полагаю, многих из нас просто разорвало на части. Мы ведь с вами, мои хорошие, прекрасно знаем, что такое жить не на широкую ногу, а на самые что ни на есть скромные средства, не так ли?
Когда чемпионский титул не гарантирует понимание жизни
Удивительное дело, мои дорогие, но в нашей стране существует какая-то необъяснимая тенденция: стоит человеку достичь выдающихся успехов в одной, пусть даже очень узкой, сфере - будь то спорт, эстрада или что-то еще - как его тут же начинают считать всеведущим экспертом абсолютно во всех областях бытия. Победил на Олимпиаде? Милости просим в Государственную Думу! Завоевал медаль? Теперь ты – бесспорный моральный авторитет, чье мнение по любому вопросу априори считается истиной в последней инстанции.
Или, может быть, есть какая-то тайная формула, по которой олимпийская медаль автоматически наделяет человека мудростью во всех сферах жизни? Я вот сколько ни искала, так и не нашла... Главное – громкое имя и былые заслуги. А все остальное, по всей видимости, приложится само собой, не иначе.
Но, смею вас заверить, мои читательницы, общественная жизнь - это вам не ледовая арена, где все предсказуемо и подчинено строгим правилам. Здесь действуют совершенно иные законы, иные принципы. И, уж простите за прямоту, но умение выполнять сложнейшие трюки на льду или бросать партнершу в воздух никак не означает, что человек обладает достаточными знаниями и пониманием, чтобы рассуждать о пенсиях, социальных пособиях, да и вообще, о выживании на двадцать тысяч рублей в месяц. Это все равно, что если бы я, ваш верный проводник в мире интриг и откровений, вдруг возомнила себя специалистом по управлению ракетами. В обоих случаях, конечно, требуется точность и дотошность, но, согласитесь, в одном случае промах - это всего лишь нелепый образ, а в другом - крах человеческих судеб. Слишком уж велика разница, чтобы относиться к этому легкомысленно, не правда ли?
«Пробовать не хочу»: откровенность, граничащая с цинизмом
В нашумевшем интервью для Sport24 Наталья произнесла фразу, которая, по моему скромному мнению, должна была прозвучать как холодный душ для миллионов россиян: «Я не хочу уходить на покой, чего вы меня туда отправляете? На базовый доход не пробовала жить и не хочу».
Признаюсь вам честно, мои хорошие, у меня в голове от этих слов зазвучала целая какофония вопросов, от которых закружилась голова. Почему ты не хочешь попробовать, Наталья? Почему тебе неинтересно хотя бы на недельку, чисто ради эксперимента, пожить так, как живут, по статистике, около 70% пожилых россиян? Просто ради элементарного понимания – из уважения к тем самым людям, чьи интересы ты, по идее, должна защищать, являясь народным избранником. Или, может быть, страшно? Страшно спуститься с олимпийского пьедестала на грешную землю, где очередь в поликлинике может растянуться на три часа, а ежедневный выбор между «купить лекарства» и «оплатить квартплату» превращается в настоящую рулетку. Кажется, что с определенной высоты мир выглядит иначе, не правда ли? Будто бы воздух там разрежен, и простые человеческие проблемы растворяются, становятся невидимыми. Или, может быть, это просто защитный механизм психики – не видеть того, что может разрушить их собственный благополучный мир?
Вот ведь в чем заключается вся трагикомичность ситуации, мои дорогие. Люди, которые находятся в совершенно иной реальности, где каждое утро начинается с ароматного кофе и мучительного выбора между кроссфитом и шопингом, без зазрения совести раздают советы тем, кто тщательно пересчитывает каждую копейку перед кассой в магазине. И даже глазом не моргают. «Кушайте меньше», - говорит нам Наталья. А я вот думаю: когда вы в последний раз стояли в очереди за акционной гречкой, дорогая наша Наталья? Когда последний раз переживали, хватит ли до следующей пенсии? Наверное, никогда. В этом и есть весь парадокс.
Заокеанские грезы и российская реальность
А дальше – больше, мои дорогие. Наталья с нескрываемым апломбом заявила, что в Америке пенсионеры, мол, сами себе капитал создают, откладывая денежку на специальные счета. И там, дескать, все это – личная ответственность, не то что у нас, где люди, по ее словам, «в своих будущих выплатах никак не участвуют».
Ах, Америка… Вечный ориентир для сравнения, не так ли? Только вот загвоздка, мои хорошие, а почему мы так увлеченно сравниваем лишь конечный результат, напрочь забывая про стартовые условия? Да, я не спорю, там пенсии могут быть иные. Но ведь и зарплаты там другие, согласитесь. Там совершенно другой уровень налоговой прозрачности, иные инструменты для накоплений, да и экономическая модель в корне отличается от нашей. И вообще, у нас тут, если вы забыли, не Нью-Йорк, а, простите, какой-нибудь Нижний Тагил. И это не упрек, а самая что ни на есть горькая реальность, с которой ежедневно сталкивается огромное количество наших соотечественников.
Вы когда-нибудь пробовали с зарплатой в двадцать семь тысяч рублей отложить хоть что-то на «специальный счет»? Ну хотя бы пять тысяч в месяц? Ага. Это если еще у вас нет детей, нет больных родителей, нет кредитов, коммуналки и прочих, как Наталья выразилась, «мелочей жизни». И вот тут невольно возникает вопрос: а почему же, если в Америке так все замечательно, некоторые наши звезды, пожившие там в стране вечного лета и миллионеров, возвращаются к нам и начинают учить жизни? Неужели там все так просто, или же есть нечто, о чем нам не говорят?
Кстати, о Штатах. Сама-то Наталья жила там не где-нибудь, а в солнечной Калифорнии. Работала в спортивном центре, дочь получила американское гражданство, и жизнь там у нее, скажем прямо, была совсем не бедовой. Но теперь она, видите ли, превратилась в пламенную патриотку, которая с легкостью рассуждает о российской пенсии, не имея при этом ни малейшего представления о реальной жизни в обычной многоэтажке, где лифт постоянно ломается, а батареи едва греют. Двойные стандарты, не находите?
Двадцать тысяч рублей в месяц: секрет выживания без прикрас
Можете ли вы, мои дорогие, представить себе жизнь на двадцать тысяч рублей в месяц? Не ради хайпа, не ради эксперимента для очередной телепередачи, а всерьез, каждый божий день, без какой-либо подстраховки, без наследства и без «подушки безопасности». Вот вам, мои хорошие, самый грубый, но максимально честный расчет, основанный на реальных тратах:
- ЖКХ – от восьми до десяти тысяч рублей (и это еще если повезет с коммуналкой);
- Продукты – минимум десять-двенадцать тысяч (и это если не питаться одними лишь «дошираками», а стараться хоть как-то разнообразить свой рацион);
- Проезд, лекарства, бытовая химия – еще две-три тысячи, и это по самому минимуму.
А теперь, мои дорогие, главный вопрос: на что останется? На новую одежду? На скромный подарок внуку на день рождения? На новые очки, если вдруг старые сломались в самый неподходящий момент? Или, может быть, на поход к врачу, если вдруг что-то прихватит?
Одна моя клиентка, удивительная женщина под семьдесят, которая всю свою жизнь проработала фельдшером в далекой глубинке, как-то сказала мне с болью в голосе: «Знаешь, пенсия у меня четырнадцать тысяч. Так вот я весной стираю свою зимнюю куртку и прошу Бога, чтобы ее хватило на следующий сезон. Потому что купить новую – это целая эпопея, на которую нужно копить несколько месяцев». А другая, наша общая знакомая, недавно призналась, что отказалась от покупки нового холодильника, потому что деньги понадобились на лечение мамы. Или вот еще: для кого-то "план на будущее" — это не инвестиции, а просто надежда, что дети или внуки смогут хоть чем-то помочь.
И вот этой женщине, которая всю жизнь отдала служению людям, Наталья предлагает «кушать меньше»? Может, ей еще и дышать помедленнее? Или вообще научиться питаться солнечным светом и росой, как героини сказок? Право слово, абсурд какой-то!
Почему общество так резко отреагировало?
Да потому что накипело, мои дорогие! Потому что людей, особенно наших с вами возрастных читательниц, попросту достало, когда им с барского плеча начинают учить жизни те, кто сам никогда и ни в чем не нуждался. Потому что слова Натальи стали той самой последней каплей в огромной, переполненной чаше народного разочарования и негодования.
Ведь если бы она, к примеру, сказала: «Я, честно говоря, не знаю, каково это – жить на минималку, но я очень хочу понять. Я готова попробовать, прожить на пенсию месяц, чтобы лучше чувствовать запросы и нужды людей», - вот тогда, поверьте мне, мои хорошие, люди бы встали и зааплодировали. Честно. Потому что за такой подход, за искренность, за желание понять чужую боль, у нас, в России, всегда уважали. А не за высокомерное «мне это неинтересно».
Есть ли у нас с вами, мои дорогие, шанс на перемены в этой ситуации? А знаете, вот тут-то и кроется главная загвоздка. Пока во власти остаются люди, которые воспринимают бедность как некую личную слабость или даже порок, а не как серьезную системную проблему, ничего, увы, не изменится. Потому что бедность в России – это ведь далеко не всегда результат лени или безделья. Гораздо чаще – это, к сожалению, результат неэффективной системы, когда труд простого человека обесценивается до неприличия. Когда учитель с тридцатилетним стажем вынужден брать подработку репетитором, чтобы просто купить себе новые ботинки. Это ли не нонсенс?
А теперь, мои дорогие читательницы, самое главное: какой урок мы должны извлечь из этой истории? Что делать, когда те, кто должен нас защищать, сами живут в другом измерении? Может быть, нам стоит самим научиться выживать в любых условиях, не надеясь ни на кого? Или, наоборот, пришло время показать, что голос народа – это сила, которую нельзя игнорировать? А может быть, вы считаете, что мы, женщины, должны быть еще сильнее и мудрее, чтобы справляться со всеми вызовами жизни, не оглядываясь на чужие, порой циничные советы? Я думаю, ответ очевиден. Но мне интересно, что думаете вы, мои хорошие? Расскажите, как вы справляетесь, как выживаете, и что бы вы сказали тем, кто так легко раздает советы, сидя на вершине айсберга? Ваши истории – это и есть самая настоящая правда, которую не купишь ни за какие олимпийские медали. Поделитесь, ведь именно в нашей с вами искренности – наша сила. Я читаю каждое ваше слово.
Деятельность Meta (Instagram) запрещена в России как экстремистская.