В минувший понедельник, 7 июля 2025 года, обнародовано решение Арбитражного суда Омской области по иску КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» с требованием изъятия земли для государственных нужд к главе крестьянско-фермерского хозяйства из деревни Травкино Ивану Зубову. Согласно материалам дела, речь идет о двух земельных участках совокупной площадью свыше 15,1 тысячи квадратных метров в границах Богословского сельского поселения.
Судя по материалам судебного производства, изъятие обосновано грядущим строительством Северного обхода города Омска. При этом оба участка являются «осколками» более крупных наделов, принадлежащих аграрию.
«Распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 06.03.2024 № 29-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Омской области» (далее – Распоряжение № 29-р) принято решение изъять часть земельных участков с кадастровым номером 55:20:03 20 02:1414 и 55:20:03 20 02:1418 для государственных нужд в целях строительства линейного объекта автомобильной дороги ″Северный обход г. Омск″», – обозначено в судебном решении.
В процессуальных материалах отмечается, что судебному разбирательству предшествовало направление в адрес Ивана Зубова официальных писем с предложением заключить соглашения об изъятии, однако «переговоры» завершились отказом коммерсанта, так как «по его мнению, условия возмещения не были равноценными и содержали только предложение об оплате рыночной стоимости земельных участков без возмещения убытков».
Суд встал на сторону Управления дорожного хозяйства Омской области, в том числе указав на позицию Конституционного суда РФ, которая гласит «что ограничения прав и свобод допустимы, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, строго обусловлены публичными интересами, перечисленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации». С иными аргументами можно ознакомиться по ссылке.
Стоит напомнить, что практика изъятия земель при строительстве дорог в регионе не нова. Аналогичная практика имела место при работах по расширению участка Сыропятского тракта в начале 2020-х годов. Тогда речь шла о более чем 20 наделах, основная часть которых принадлежала фермерам.
Что касается Северного обхода города Омска, его возведение уже стартовало, за основу принята документация по планировке территории «Строительство автомобильной дороги «Северный обход г. Омск», утвержденная приказом регионального Минстроя от 14 февраля 2024 года.
Северный обход Омска проложили по жилой застройке