Документ проходит юридическую экспертизу, направить его в Госдуму планируется до конца 2025 года
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подготовила законопроект, который впервые на законодательном уровне закрепит ключевые понятия автомобильного рынка. Об этом заявил президент ассоциации Алексей Подщеколдин на пресс-конференции «Авторетейл. Итоги I полугодия 2025 года».
История вопроса:
Таким образом, в российском законодательстве может появиться четкое определение автомобиля. Сейчас этот термин трактуется по-разному в Венской конвенции, ПДД и других нормативных актах. Особое внимание в законопроекте уделено разграничению новых и поддержанных автомобилей. «Если машине пять лет, но она простояла в гараже и проехала всего 100 километров – это новый автомобиль или поддержанный?» – задается вопросом Подщеколдин.
По мнению эксперта, такой автомобиль следует считать поддержанным, поскольку даже без пробега резиновые уплотнения и другие элементы со временем теряют свои свойства. Законопроект предлагает считать новым только автомобиль возрастом до трех лет, а поддержанным – транспортное средство с признаками эксплуатации и пробегом.
Отдельный блок законопроекта посвящен ролям участников рынка. Впервые на законодательном уровне РОАД предлагает прописать понятия автопроизводителя, дистрибьютора и дилера, а также разграничить их обязательства перед потребителями.
– Сегодня по закону о защите прав потребителей обязанность по замене автомобиля лежит на дилере, но если производитель ушел с рынка, как дилер может заменить автомобиль Renault? – приводит пример Подщеколдин.
В мировой практике такая ответственность всегда лежит на производителе, и российское законодательство должно прийти к аналогичному подходу, считает президент РОАД. Для защиты потребителей ассоциация предлагает ввести механизм страховых выплат при уходе производителя с рынка.
– Если производитель уходит, он должен выплатить значительную страховку, чтобы появились средства для замены автомобиля или компенсации, – пояснил Алексей Подщеколдин.
Это создаст дополнительные гарантии для покупателей и отсечет недобросовестных участников рынка, оставив только компании, готовые работать в России десятилетиями, уверен эксперт.
В настоящее время законопроект, подготовленный РОАД, проходит юридическую экспертизу. Специалисты проверяют каждый пункт на соответствие действующему законодательству.
– Надеюсь, в 2025 году нам удастся подать законопроект в Государственную Думу, – подытожил Подщеколдин.
Напомним, после 2022 года компания Bosh отключила российских пользователей от софта по ремонту топливной аппаратуры, производители мультибрендовой диагностики Jaltest и Texa не продают новые лицензии российским пользователям, а также блокируют уже оплаченные. LR