Найти в Дзене

Возможно ли серьезно обсуждать классику в ресторане?

В современном мире мы сталкиваемся с тем, что стремительный бег времени не дает возможности человеку насладиться глубиной содержания классической литературы. В школе не многим посчастливилось действительно прочитать «Евгения Онегина» или «Анну Каренину», а не только выполнить тестовые задания ЕГЭ. Поэтому, к сожалению, большинство помнят только факты и главных героев. Но есть люди, и их много, кто любит и понимает классику.

Сейчас очень популярны разные формы продвижения культурных ценностей. Встреча в ресторане – это прекрасная возможность в доброжелательной и доверительной беседе обсудить важные проблемы, поделиться впечатлениями, кроме того, такие мероприятия позволяют гостям получать яркие эмоции и ощутить причастность к прекрасному миру русской литературы.

Мы запустили образовательный Проект «Классика после и рядом», такое название отражает задачи, которые мы перед собой ставим. Прежде всего, это вернуть читателя к книге, к её бумажной версии. Ведь чтение любого текста в Digital-формате воспринимается по-другому, в электронной версии нет возможности насладиться красотой слова и глубиной мысли автора.

На такое название проекта нас вдохновила книга Бориса Дубина «Классика, после и рядом. Социологические очерки о литературе и культуре», которая посвящена идее классики и её роли в становлении литературы как одного из важных институтов современного общества.

Какие сейчас есть механизмы поддержания авторитета классики в современной культуре, критике, обучении, книгоиздании, присуждении премий? Как противостоять культуре отмены? Кто и как формирует массовое сознание? Эти вопросы для нас стали определяющими. Поэтому в лекциях мы рассматриваем не только тексты произведений русской классической литературы, но и спектакли, фильмы, квесты на основе великих творений русских писателей.

Наша первая лекция была посвящена выходу в свет романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и состоялась она в знаменательный день. 20 марта 1833 года вышло полное издание романа. Тогда же в петербургской газете «Северная пчела» вышла и первая реклама этого произведения. Издание поместило объявление: «Поспешаем известить любителей отечественной словесности, что «Евгений Онегин», коего главы изданы были отдельными книжками, нынче отпечатаны особо, вполне. Радуемся за всех читателей».

С этого момента прошло почти 200 лет. Почему для всего мира и любого русского человека произведения Пушкина интересы, какие глубины смыслов заложены в этих текстах. Видимо потому, что роман «Евгений Онегин» — это симфония русской души. Каждая страница пропитана ароматом времени, где балы сменяются деревенскими вечерами, а мечты о счастье тонут в серости будней. Пушкин создал героев, чьи страсти и разочарования отражают вечные вопросы бытия.

Лекция называлась «Пушкин: бренд-тренд-контент русской культуры». Обсуждали такие вопросы: почему роман Пушкина интересен современным режиссерам? Как роман помогает нам понять себя? Остался ли Пушкин «нашим все»?

Вторая лекция «Магический кристалл». Говорили о стиле и художественных особенностях романа «Евгений Онегин». Тайна пушкинского гения: Погрузились в мир литературного волшебства, где каждое слово — это ключ к пониманию человеческой души.

- почему «Евгений Онегин» получает новые прочтения в театре и кино.

- как роман Пушкина перекликается с современными вопросами и проблемами, открывая новые грани смысла.

- почему Пушкин символ национальной идентичности и мудрости.

Следующие лекции были связаны с пушкинским вектором русской литературы.

«Энергия заблуждения» автора и героев романа «Анна Каренина»

- Как Л.Н. Толстой продолжил начатое А.С. Пушкиным?

- Что означает эпиграф к роману «Мне отмщение, и аз воздам»?

- Почему в разных странах роман так популярен на протяжении многих лет?

- Зачем так много экранизаций романа? Как воспринимать образ Анны в исполнении актрисы афроамериканки или китаянки?

Подробно о нашем проекте можно прочитать:

Пушкин на десерт. Почему стало модно слушать лекции в ресторане - Российская газета

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ