Я хочу поговорить о важнейшей, на мой взгляд, теме - о бессознательном.
Мы все живём в коллективном бессознательном, и наша жизнь в бессознательном так же необходима нам, как и жизнь в материальном мире. Это связь с душой, с другими людьми на духовном уровне, и с Высшими Силами.
С бессознательным мы так же общаемся и взаимодействуем, как и с материальным миром. И, так же, как и материальный мир, мир бессознательного может быть опасен для человека. Он может его поглотить, привести к психозу.
Поэтому как для взаимодействия с материальным миром создана материальная культура, цивилизация, так для взаимодействия с миром бессознательного, духовным миром, необходима духовная культура. Духовная культура создаëтся при помощи символов.
Символы - это как бы материализация бессознательного - слово, образ или предмет, который помимо материального смысла, своего прямого значения, несëт в себе ещё и духовный смысл, воплощает какой-либо аспект бессознательного.
В то же время, смысл символа неиссякаем, его можно исследовать и погружаться в него бесконечно. Он лежит за пределами сознания и здравого смысла.
Кроме информации о коллективном бессознательном, символы несут в себе так же информацию о психике человека, в которую они попадают.
То есть, символы несут информацию как о коллективном бессознательном, так и об индивидуальном, о бессознательном того человека, которому эти символы пришли.
Возникают они спонтанно, их невозможно придумать, их можно только почувствовать, увидеть во сне, представить в фантазии. Они появляются сами. Такие, изначальные, символы, естественны, природны. Например, огонь - символ духа, вода - символ бессознательного, дерево - символ духовного роста и т.д. Они появляются в сознании конкретного человека, выходят из его бессознательного, и дальше могут продолжить свой путь.
Они могут выразиться в стихах, музыке, кино, театральной постановке, картине и т.д. Вся культура основана на символах.
Соприкасаясь с культурным, художественным, произведением, мы соприкасаемся как с индивидуальным бессознательным автора, так и с коллективным бессознательным.
Однако, коллективное бессознательное всё же больше отражено в мифах - произведениях, которые отшлифовывались многими людьми на протяжении веков. Такие произведения по максимуму очищены от индивидуальных наслоений.
Но, в то же время, слишком видоизменяясь, символы могут отдалиться от своего первоначального образа и потерять связь с бессознательным.
Тема эта сложная, многогранная. Сейчас я думаю о мастерстве отдельных художников, композиторов и других деятелей искусства. Ведь они тоже творят по законам, и сами создают эти законы наилучшего влияния и проникновения в душу человека. И эти законы тоже построены на создании канала в бессознательное. Любой великий творец - это проводник, связующее звено между человеком и коллективным бессознательным.
Осмысливая коллективное бессознательное, познавая его в различных формах, человек развивается. Ведь в коллективном бессознательном заложены все ценности, всё, что есть у человечества. Поэтому культурный человек, как правило, более интересен и духовно богаче, чем человек, далёкий от культуры.
В статье использованы:
книга К. Г. Юнга "Человек и его символы";
информация из обучающего курса по аналитической психологии.
Автор: Хавкина Марина Викторовна
Психолог, Юнгианский анализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru