Его грешная жизнь
Валерий Меладзе во время концерта. Фото: meladze.com
Сегодня он отмечает 60-тилетний юбилей, а в этом году — еще и 30 лет карьеры. В честь двойной годовщины решила вспомнить его творческий путь — и вместе с экспертами разобраться, почему он не потерял ни популярности, ни актуальности.
Теперь свои соцсети певец использует редко — всего 11 постов за более чем три года.
Смешные ролики с Валерием и о Валерии перекочевали в инстаграм его жены, экс-участницы группы «ВИА Гра» Альбины Джанабаевой. Там можно посмотреть шуточное видео о том, что за массовым отключением электричества в Испании стоит Меладзе (так как именно он «оборвал провода») и танец под залетевший в тренды кусочек «Ап-Ап» из песни «Притяженья больше нет», спетой Валерием вживую, увидеть печенье с изображением Меладзе и посмеяться над шуткой под трендовый звук «Окак».
Джанабаева активно отвечает на комментарии и шутит про мужа, чем, кажется, прибавляет ему популярности. По количеству подписчиков она его уже обогнала: сейчас у Меладзе 524 тысячи, а у Джанабаевой — 647 тысяч.
Через несколько месяцев после массовой отмены и переноса концертов певец опубликовал пост, что он потерял интерес к шоу-бизнесу и готов вернуться к своей прежней деятельности — заниматься наукой в сфере глубокой очистки воды:
«Музыка остается моим любимым делом, хотя я и потерял всяческий интерес к шоу-бизнесу. Для меня перестали иметь значение форматы песен, количество ротаций на радиостанциях, участие в съемках на телеканалах. Я знаю точно, что мои песни уже давно живут и будут еще долго жить своей жизнью благодаря моим слушателям», — написал Меладзе в середине мая 2022 года.
Вскоре появился неофициальный список артистов, которым запрещены выступления в России. Меладзе был среди них. При этом певец продолжал иногда выступать на корпоративах, один из которых состоялся в январе 2023-го в Дубае.
Меладзе до сих пор периодически приезжает в Россию по личным делам и, по данным СМИ, даже выступает на корпоративах внутри страны, хотя постоянно живет в Испании.
«Всё должно быть без суеты»
Меладзе родился 23 июня 1965 года в грузинском Батуми в семье инженеров. Как вспоминал певец, на занятиях музыкой в детстве настаивала мама — сам он был бы рад бросить музыкальную школу по классу фортепиано, так как планировал стать инженером, как отец.
Валерий и Константин Меладзе в детстве. Фото: семейный архив Меладзе
Вновь заниматься музыкой младший Меладзе начал уже во время учебы на инженера в кораблестроительном институте в Николаеве. Всё получилось случайно и благодаря старшему брату Константину — в будущем известному композитору, автору песен и продюсеру (он учился в том же вузе — тоже на инженера). Однажды Константин встретил знакомого, идущего на репетицию ансамбля, тот позвал Меладзе с собой. Константин начал играть на клавишах, Валерия сначала взяли звукорежиссером, а потом, услышав, как он поет и отметив его необычный тембр, сделали Меладзе-младшего бэк-вокалистом. Так они с братом «заразились».
«В какой-то момент я тоже влился в группу. Просто подошел к микрофону и начал орать, мне сказали: о, у тебя что-то получается, давай ты будешь подпевать. Я стал подпевать. Все это было смешно, но это была болезнь, настоящая, это был такой кайф! И в этом кайфе мы жили лет пять. Не то чтобы мы думали о каких-то заработках — мы свое все вкладывали!»
Узнаваемую манеру исполнения Валерий Меладзе, по его словам, нашел сам — профессиональные вокалисты, к которым он обращался, брались за постановку стандартного голоса, но он отказывался от таких уроков:
«Получался такой совковый, совершенно неинтересный, без причуд вокал — никакой. И я понял, что наша отечественная эстрадная школа дает не то, что надо. Многие люди с солидным образованием по большому счету ничего оригинального выдумать и выдать не могут. Они зажаты и раздавлены рамками. Через крик и срывы путем опытов я отработал то, что у меня сейчас есть. Сейчас я могу работать восемь часов в день и на следующий день буду опять в форме. И те люди, которые давали мне советы, теперь говорят: у тебя круто поставлен голос. Где учился? Нигде. Всего три года опытов на себе».
В 1989 году братья присоединились к известному в то время арт-рок-коллективу «Диалог», где играли «довольно сложную музыку» и даже выпустили в Германии диск в серии «Музыка для интеллектуалов».
А в 1992-м Валерий дебютировал как сольный исполнитель с песней «Не тревожь мне душу, скрипка…». Ее, как и многие последующие песни, написал его брат Константин. Правда, конкретно этот трек братьев сильно смущал своей «попсовостью», из-за чего они даже стерли первую запись:
«Нам было так стыдно: казалось, такая попса, что дальше некуда. А потом смирились: вроде профессионально исполнено, написано с душой, гармония нормальная. Никто, кроме нас самих, в попсовости потом не упрекал. Хотя попса попсе рознь: на Западе столько людей играет крепкую попсу…»
Известность к Меладзе пришла после того, как Алла Пугачева пригласила его выступать на «Рождественских встречах» в 1993 году. Это событие он называл «похожим на сказку».
В 1995 году Валерий выпустил первый альбом «Сэра», который стал одним из самых продаваемых в стране, а одноименная композиция получила титул «Песня года» по версии нескольких премий. Успех пришел и на концертных площадках — иногда у певца бывало по 40 выступлений в месяц.
«Мы хотели от арт-рока и всяких сложных штук двигаться к музыке попроще. Я всю жизнь люблю a-ha — для меня это эталон стиля и выдержки, за 25 лет ни разу не просели. Еще я очень ценил Ника Кершоу и Johnny Hates Jazz — новая волна, новые романтики. Мы хотели создавать в России что-то похожее <...> Нас хорошо воспринимали слушатели — и в то же время музыканты, которые с нами играли, уважительно говорили: “Да, парни, у вас приличный музон”», — рассказывал Меладзе про свой первый альбом.
Оригинальная обложка альбома Валерия Меладзе «Сэра». Фото: Wikimedia
Стиль своих песен сам Валерий в 1995 году определял как «новый романтизм» и радовался, когда получал записки на концертах не с вопросами о личной жизни, а с благодарностями «за то светлое настроение, которое есть в наших с Костей песнях». В интервью того времени он критиковал российский шоу-бизнес за отсутствие профессионализма — «низкопробщина с элементами вульгарности, исполняемая под фонограмму», упор на шоу вместо музыки и «обилие блатных песен».
«Угнетает, что много слушают и любят “блатняк”. Такое ощущение, что все скучают по тюрьме, по криминальным делам. Это же ненормально, когда криминализирована даже музыка! Многие нормальные, которые раньше исполняли хорошую лирику, сейчас запели “русские-народные-блатные-хороводные”. Но музыканты же должны подтягивать народ до какого-то уровня, а не наоборот?! Меня это бесит, и я буду бороться с этим, сколько смогу», — говорил Меладзе в середине 90-х.
Метафорическая надстройка
Музыкальный журналист и соавтор книги об истории постсоветской музыки «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях /1991–2021/» Александр Горбачев подчеркивает, что стиль Меладзе — уникальная с точки зрения российской эстрады история из-за музыкальности и яркости песен, а также их смысловой наполненности. Он указывает, что в песнях Меладзе есть философское содержание, которое выходит за пределы традиционного поп-формата «Я тебя хочу, а я тебя — нет».
«В его песнях есть какая-то метафизическая надстройка. Песня “Притяжения больше нет” вроде бы про расставание, но звучит как песня про смерть. Так мало кто умеет», — отметил журналист в разговоре с «Новой-Европа».
Кроме того, обращает внимание Горбачев, Константин Меладзе на протяжении нескольких десятилетий пишет песни на высоком уровне — новые композиции органично встраиваются в один ряд с «Сэрой» (1995): «Сонграйтерский талант часто стачивается. Например, Игорь Матвиенко за последние 20 лет ничего близкого к “Тучам” и песне “Комбат” не написал. То же самое касается и Игоря Крутого, и Максима Фадеева, а Константин Меладзе продолжает писать».
Валерий Меладзе и Игорь Крутой со своей супругой Ольгой на церемонии вручения телевизионной премии «Муз-ТВ» в «Олимпийском», 3 июня 2005 года. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
По уровню качества музыки и своего особого места в российским шоу-бизнесе опрошенные «Новой-Европа» музыкальные эксперты единогласно сравнивают Меладзе с Леонидом Агутиным. Как и Агутина, Меладзе любили, слушали и выделяли его профессионализм даже во времена, когда поп-музыка в России считалась чем-то постыдным — в 90-е и нулевые.
По словам музыковеда Анны Виленской, сложность можно найти в музыке обоих — в отличие от своих коллег по поп-сцене в 90-е, они не упрощали мелодии:
«Сила музыки Меладзе, помимо его прекрасного вокала, в аккордах: там очень говорящая гармония, она очень разнообразная и процессуальная, в ней всё куда-то течет, и она непростая, если подбирать ее на слух.
А у Агутина — это латиноамериканские ритмы, какая-то странная смесь российской меланхолии и Латинской Америки, что очень уникально».
Леонид Агутин и Валерий Меладзе во время выступления на юбилейном концерте Агутина в «Олимпийском», Москва, 10 ноября 2018 года. Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
Меладзе — артист, который на протяжении всей своей карьеры «раздавал стиль», считает музыкальный журналист Николай Овчинников:
«Его песни хоть в 90-х, хоть 00-х, хоть в 10-х — очень прилипчивая поп-музыка, сделанная не самыми простыми средствами: от нее всегда веяло богатством, роскошью, нездешним вайбом. Это народные песни, которые готовы петь люди, но это не “Любэ”. Очень хорошая безыдейная музыка про большую-большую любовь, про страдания сердца, которая отзывается у огромной аудитории. Именно поэтому он очень востребован».
С ним согласна Виленская: в музыке Меладзе, как минимум, больше аккордов, чем в другой российской поп-музыке, которая окружала его.
«То есть она остается поп, но она при этом посложнее будет, переливистие, интеллектуальнее. Много игры с формой и разных таких почти академических приемов, которые не слышно, потому что они спрятаны внутри музыкальной ткани, а при этом мимикрируют они под такой вот довольно сильно попсовый звуковой облик», — говорит она в беседе с нами.
Меладзе представлял собой образ спокойного интеллектуала, мужчины, который придет и все молча поправит, при этом сделает это «по красоте, с улыбкой», отмечает Овчинников: «От него веет вот этим мужчиной-романтиком, курортным романом, можно сказать, вся его карьера — это один большой курортный роман России с поп-звездой». Похожий образ на российской эстраде был у Стаса Михайлова в начале 2010-х, считает Овчинников.
Похожесть с Михайловым отмечают и исследователь русского шансона Наталия Хомякова, и Анна Виленская. Последняя признается, что в детстве даже не различала двух артистов, хотя сейчас не понимает, «как можно было этих двоих путать»:
Валерий Меладзе вместе с поклонницами исполняет песню «Океан и три реки» на концерте в Ижевске, 19 ноября 2017 года. Фото: izhlife.ru
«У обоих в песнях образ героя-любовника, строгий костюм, немного расстегнутая верхняя пуговица, страстный взгляд, жестикуляция. Да, и оба направляют свои песни на женщину, прошедшую некий грустный или счастливый опыт отношений, — объясняет Виленская. — При этом у Стаса Михайлова песни с огромным количеством штампов, а песни Меладзе каждый раз говорят немного по-разному, с помощью скрытых маленьких метафор, странных окончаний (как, например, “Салют, ВерА” с ударением на последний слог), метафоры того, что он вдруг провода какие-то обрывает и так далее».
Меладзе олицетворяет образ мужчины, который понимает женщину, он обращается к женщине в своих песнях не слащаво, а со своим особенным стилем, пишет Хомякова в своем телеграм-канале: «Не просто поет про страстную женщину, а называет ее тропиканой. Не просто несчастная страстная любовь, а текила-любовь».
Валерий Меладзе на концерте в Красной Поляне в Сочи, 5 января 2017 года. Фото: Дмитрий Норов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
«Когда женщина с вином на концерте Меладзе — это уже не твоя мама, а ты»
В конце 2010-х Меладзе стал развивать инстаграм: общаться, шутить и заигрывать с аудиторией. Тогда же он быстро стал «пользоваться спросом у новых поколений слушателей — и совсем не обязательно в ироническом ключе», писали авторы книги «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях /1991-2021/».
Старые хиты начали расходиться на цитаты, под них снимали тренды в тик-токе (строчки «Ухожу от нее, не выпив чаю» про посиделки с подругами с вином, странные жизненные решения под «И пусть в моих поступках не было логики», «Если с ума не сойду по дороге, завтра же в церковь пойду» в совершенно разных ситуациях — от похода в церковь до сдачи экзамена, «Жить нужно непременно хорошо» — как образ жизни), а на популярных маркетплейсах появились картонные фигуры, маски, подушки и футболки с его изображением.
«Сложно вспомнить артиста из поколения Меладзе, который продолжает записывать что-то [стоящее] или производит мемы. Надежда Кадышева, которая стала популярна в соцсетях в последнее время, — хороший пример, но она не с новыми песнями залетает, залетают старые песни — кэмп и китч», — считает Горбачев.
Популярность Меладзе и Кадышевой в соцсетях Виленская считает разными явлениями. Последняя прежде всего выезжает на всплеске любви к так называемому псевдофольклору (сюда же можно отнести некоторые песни Шамана и «Матушка земля» Татьяны Куртуковой), поиску потерянной российской музыкальной идентичности.
«Мне кажется, что Кадышева отражает желание людей «трешануться», она мем, как крэйзи-фрог, ее не особо воспринимают всерьез. К тому же, в отличие от Меладзе, качество музыки Кадышевой — вопрос дискуссионный», — считает Овчинников.
При этом, обращает внимание Горбачев, новые песни Меладзе, которые артист продолжает выпускать, не уступают в качестве главным хитам артиста. Значит, это не только ностальгическая история — это артист, который продолжает петь, продолжает записываться и исполнять классную музыку.
Виленская считает, что Валерий Меладзе попал в петлю преемственности поколений: для зумеров он стал классикой, для бумеров — свой в доску, а для миллениалов — бывший мем: «То есть было прикольно когда-то, а теперь уже вроде бы не мем, любовь случилась по-серьезному».
По мнению Натальи Хомяковой, популярность Меладзе среди миллениалов объясняется еще и тем, что они до него доросли, — это та музыка, которую они слышали в детстве. Их родители слушали Меладзе в 30 лет и с кайфом сходят на его концерт в 50, чтобы спеть любимые песни и почувствовать себя моложе. Преемственность поколений отражается и в сложившихся мемах в соцсетях. Так, в инстаграме популярны видео с подписью «Когда женщина с вином на концерте Меладзе — это уже не твоя мама, а ты».
Концерт Валерия и Константина Меладзе в Кремлевском дворце Москвы, 14 ноября 2015 года. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
Виленская отмечает, что Меладзе хорошо чувствует свою аудиторию. Например, по ее словам, песню «Иностранец» (2005) после массовой эмиграции особенно громко поют на его концертах, и сам Меладзе стал исполнять ее иначе. Хотя сами братья Меладзе делали эту песню для таких, как они, — кто родился и вырос в СССР и у которых хотя и получилось перестроиться, но вышло не полностью смириться с новой реальностью.
«Я повсюду иностранец»
За свою 30-летнюю сольную карьеру (если брать отсчет с выпуска первого альбома) Меладзе выпустил семь альбомов, снял 40 клипов и получил многочисленные музыкальные награды («Песня года», «Золотой граммофон», премия «Муз-ТВ»). Он стал заслуженным артистом Крыма (2005), России (2006), народным артистом Чеченской Республики (2008). Певец даже успел вступить в «Единую Россию» (2003), однако спустя почти двадесятилетия в разговоре с Собчак ужаснулся, узнав, что еще состоит в этой партии. «В 2003 году все было по другому», — объяснился он, добавляя, что не платит членские взносы в этой организации и вообще в политику лезть не хочет.
Свое членство в Общественной палате Красногорска (куда он избирался дважды — в 2017 и в 2020 годах) певец объяснил «своими интересами», связанными со строительным бизнесом. В 2018 году на президентских выборах Меладзе поддержал Бориса Титова, став его доверенным лицом, потому что «позвонил знакомый», но «это было одноразово».
Валерий Меладзе во время сдачи подписей в поддержку регистрации на выборах кандидата в президенты Бориса Титова в ЦИК России, 30 января 2018 года. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press
«Артист — это человек, который неплохо зарабатывает, но его за это [в отличие от политиков] никто не ненавидит, уважают и даже любят. В нашей стране это, мне кажется, лучшая форма существования», — говорил в 2004 году Меладзе. Параллельно с музыкой Меладзе занимался бизнесом, никак с ней не связанным, так как, по его мнению, «шоу-бизнес — это не то дело, которое оставляют наследникам»:
«Оно приносит доход до тех пор, пока работаешь сам, а я хочу обеспечить достойное будущее своим детям… Хотя пока банковское дело не приносит мне такого дохода, как музыка, но надо же с чего-то начинать», — объяснял Меладзе в середине 2000-х.
Помимо членства в совете директоров Инвестторгбанка, которое продлилось несколько лет, и строительного бизнеса, Меладзе открыл торговый центр «Вантаж» на окраине Москвы. В конце 90-х вместе с Андреем Макаревичем и Стасом Наминым он также владел «Ритм & Блюз Кафе» в центре Москвы, однако серьезного дохода, по словам самого Меладзе, оно не приносило. Именно там, кстати, снимали клип на песню «Спрячем слёзы от посторонних» (2002).
В 2021 году Валерий Меладзе вошел в рейтинг Forbes «50 самых успешных звезд России», заняв 34 место. По данным издания, в том году его доход составлял 2,7 млн долларов.
«Смотри, как я без тебя научился жить»
Менять профессию у Меладзе в итоге повода не оказалось — с 2023 года он активно и очень успешно дает концерты по всему миру, взамен отмененных в России. Выступления за границей у него были и раньше, правда, не в таком количестве. По данным сайта «Афиша мира», который делает анонсы культурных мероприятий на русском и украинском языках за границей, сейчас Меладзе — один из самых гастролирующих российских артистов за рубежом.
В проекте сообщили «Новой-Европа», что за два года на их сайт добавили 158 анонсов концертов Меладзе, включая еще не прошедшие выступления. Некоторые из них были «двойными» — два концерта в одном городе, часть могла быть упущена или отменена, но в целом цифру можно считать достоверной. По данным на июнь 2025 года, больше событий только у научного журналиста Ильи Колмановского (178) и украинского оркестра Lords of the Sound (202).
Юбилейный тур, в который Меладзе поехал в 2025 году в честь 30-летия сольной карьеры и собственного 60-летия, насчитывает более 50 концертов — в основном в Европе и США. Билеты на многие из выступлений были полностью раскуплены, периодически в таких городах открывали продажу на дополнительный концерт в другой день.