Идеальный финал — сложная задача даже в лучшие времена, но это вызов, который особенно сложен для военных фильмов. Необходимость жонглировать, давая центральным персонажам разрешение, которое кажется оправданным, и одновременно обращаясь к основным темам фильма, может быть коварным испытанием. Все слишком триумфальное разбавляет интегральное сообщение о том, что война бесполезна, и в то же время неумолимо мрачный финал может принизить все представления о человечности, которые фильм стремился исследовать.
При всем при этом эти 9 фильмов уверенно держатся на месте. Некоторые из этих фильмов выбирают трагические концовки, которые иллюстрируют и подчеркивают их антивоенные позиции с остротой и точностью. Другие сохраняют чувство надежды и человечности в своих заключительных сценах, проблеск доброты и благодати среди гобелена ужасов войны. Все они преуспевают в пробуждении сильных эмоциональных откликов, которые дополняют их тематическую значимость с вниманием и хладнокровием , что делает их лучшими и самыми незабываемыми концовками, которые видел военный кинематограф.
____________________________
Спасти рядового Райана / 'Saving Private Ryan' (1998)
Возможно, самый известный военный фильм всех времен, «Спасти рядового Райана» — это эпос, который одновременно внушает благоговение и бросает вызов, и его история повествует об отряде американских солдат, которому поручено найти рядового Джеймса Райана (Мэтт Дэймон), чьи три других брата были убиты на войне, чтобы он мог вернуться к своей семье. Это монументальный поход через бойню и хаос Европейского театра военных действий Второй мировой войны, кульминацией которого становится жестокая битва в Рамелле, где отряд капитана Миллера (Том Хэнкс) противостоит разношерстному наряду Райана. Когда Миллер умирает от ран, он говорит Райану «заслужить это», прежде чем фильм переносится вперед во времени к пожилому Райану на военном кладбище со своей семьей.
В отрыве от всего этого, это пронзительный вывод, который комментирует тщетность и бесполезность войны, не подвергая сомнению героизм и наследие тех, кто жертвует своими жизнями на передовой. В другом смысле, фраза «заслужи это» больше адресована аудитории, поскольку Стивен Спилберг умоляет зрителей признать всех тех, кто погибает на войне , и обеспечить, чтобы они жили так, чтобы чтить эту жертву.
____________________________
Могила светлячков / 'Grave of the Fireflies' (1988)
Один из самых острых и решительных антивоенных фильмов, когда-либо снятых, «Могила светлячков» — прекрасная, но душераздирающая история о любви и отчаянии во время войны. В ней рассказывается о подростке и его младшей сестре, которые после смерти матери во время воздушного налета вынуждены переехать в деревню. С трудом находя достаточно еды и будучи изгнанным жить в пещеру, неустанные усилия Сейты (Цутому Тацуми) обеспечить свою сестру заканчиваются трагическим концом, когда она умирает от недоедания. Он умирает несколько недель спустя.
Это разрушительная история, которая иллюстрирует отвратительное воздействие войны на мирных жителей с необузданной эмоциональной мощью. Однако основная история душ Сейты и Сэцуко (Аяно Сираиси) приходит к прекрасному завершению, когда они сидят, глядя на современный Кобе — их родной город — в котором полно светлячков. Это не только визуально великолепно, это свидетельство решительного стремления человечества к восстановлению, но и то, что никогда не теряет из виду то, из чего японцы восстанавливали. Обнадеживающий и одновременно завораживающий, он дополняет блеск Могилы светлячков братьев и сестер, всплеск счастья и мира, которых они заслуживали, не отступая от своих убеждений о войне.
____________________________
Великая иллюзия / 'The Grand Illusion' (1937)
Один из старейших классических произведений жанра, «Великая иллюзия» — это утонченный и элегантный, но в то же время проницательный взгляд на войну и ее влияние на понятия товарищества и общества, который когда-либо был выпущен. С историей о небольшой группе французских военнопленных, включая аристократического капитана, который формирует интеллектуальную связь с немецким дворянином, отвечающим за один из лагерей, он глубоко погружается в концепции класса, богатства, элитарности и того, как эти идеи соотносятся с эпохой переворачивающих перемен, когда война распространяется по всему миру.
Концовка относительно проста. Двое военнопленных бегут из Германии в заснеженную нейтральную зону, которая является Швейцарией, наконец-то свободной от нацистских преследований. В смысле повествования это мирное, долгожданное завершение. Однако, где оно находит свое величие, так это в метафорическом смысле. Фильм в конечном счете о том, как репрессивные классовые системы в Европе быстро устаревают, поскольку общественные сдвиги разворачиваются бурно в результате Первой мировой войны. Представленный как общий план издалека, финал фильма представляет собой движение к новому миру неизвестных проблем.
____________________________
Подводная лодка / 'Das Boot' (1981)
Немецкий фильм о команде подводной лодки, патрулирующей Атлантический океан, Das Boot открывается аннотацией, в которой подробно описываются массовые потери, понесенные такими экипажами в ходе войны. Когда фильм был впервые показан в Америке, зрители решительно приветствовали это сообщение. Их отношение несколько изменилось по ходу фильма. Этот шедевр военного кино не только погружается в невыносимую клаустрофобию и пугающую напряженность жизни на подводной лодке, но и уделяет большое внимание людям в команде и братству, которое они формируют, не говоря уже о логистических трудностях, которые им приходится терпеть.
С разбитой и сильно поврежденной субмариной экипаж вынужден отправиться в Ла-Рошель, и фильм заканчивается их прибытием, где их встречает небольшая группа приветствия. Однако празднование длится недолго, так как авианалет Королевских ВВС бомбит док, оставляя много убитых и раненых. Это мрачный и убийственный финал, в котором фильм использует собственную человечность, чтобы донести пронзительный комментарий о тщетности войны.
____________________________
Цельнометаллическая оболочка / 'Full Metal Jacket' (1987)
«Цельнометаллическая оболочка» завершается уникально пронзительным финалом. Батальон рядового Джокера (Мэтью Модайн) марширует мимо опустошенных и пылающих руин вьетнамского города, распевая «Марш Микки Мауса», в то время как повествование Джокера напоминает о его похотливых, детских фантазиях и его счастье от того, что он жив, даже в таком мире. Это опустошение войны, обнажённое, и невинность и незрелость солдат, не так уж далеких от юности, проиллюстрированные в тандеме с захватывающим, хотя и тревожным эффектом.
Это идеальное завершение одного из самых сложных фильмов, основанных на войне во Вьетнаме, с классикой Стэнли Кубрика, стремящегося подчеркнуть, как солдаты дегуманизируются из-за их учебных режимов, психологического напряжения боя и невинности, которая теряется, когда молодые люди попадают на войну. По сути, финальная сцена «Цельнометаллической оболочки» воплощает темы фильма в изнурительной, мрачной и даже мрачно-комичной манере, обеспечивая соответствующее тревожное заключение одного из самых напряженных военных фильмов, когда-либо снятых.
____________________________
Жизнь прекрасна / 'Life is Beautiful' (1997)
Столь же обнадеживающий, как и душераздирающий, фильм «Жизнь прекрасна» — это картина глубокой человечности, разворачивающаяся на фоне одной из самых ужасных глав в истории человечества. В нем рассказывается о итальянском еврее Гвидо (Роберто Бениньи), когда его и его семью отправляют в нацистский концентрационный лагерь. Стремясь защитить своего маленького сына от ужасов, которые их окружают, он использует комедийные выходки, силу воли и свое необузданное воображение, когда он говорит мальчику, что на самом деле они находятся в центре соревнования и что они должны следовать всем правилам, чтобы выиграть главный приз — танк.
Последние десять минут фильма — шедевр эмоционального контраста, поскольку непоколебимая любовь Гвидо к своему сыну достигает кульминации в душераздирающем акте жертвоприношения. На следующее утро молодой Джозуэ (Джорджио Кантарини) выходит из своего укрытия как раз в тот момент, когда подразделение армии США во главе с танком прибывает, чтобы освободить лагерь. Во время путешествия в безопасное место Джозуэ замечает свою мать, и фильм заканчивается тем, что они воссоединяются. Это жизнеутверждающее, хотя и трагическое свидетельство человеческого духа, которое отстаивает сохранение детской невинности и чтит память жертв, принесенных во время войны.
____________________________
Великий диктатор / 'The Great Dictator' (1940)
Есть определенная странность в представлении о том, что Чарли Чаплин — икона немого кино — произнес одну из величайших и самых вечных речей, когда-либо украшавших серебряный экран. Это произошло в конце «Великого диктатора», смелой сатиры, высмеивающей тиранию Адольфа Гитлера. В ней Чаплин играет двойную роль: диктатора Томании, Аденоида Хинкеля, и страдающего амнезией еврейского парикмахера, живущего в гетто, который оказывается втянутым в движение сопротивления.
Используя физическое сходство в своих интересах, сопротивление умудряется вытеснить Хинкеля с парикмахером, только для того, чтобы он обратился к нации, чтобы не раскрыть свое прикрытие. Его речь, длящаяся около четырех минут, комментирует тщетность войны и затвердевающую природу социальных ценностей, апеллируя к понятиям гуманности и счастья. Она выходит за рамки комедийного тона фильма и обращается напрямую к аудитории, оставляя неизгладимый след своей силой и остротой, которые позволили ей оставаться актуальной на протяжении десятилетий.
____________________________
Тропы славы / 'Paths of Glory' (1957)
Один из самых пронзительных и провокационных антивоенных фильмов, когда-либо снятых, «Тропы славы» — это суровое обвинение в военной халатности. Действие происходит во время Первой мировой войны, когда трое французских солдат выбираются для обвинения в трусости после отказа их батальона продолжать бесполезное и самоубийственное наступление на вражескую территорию. Их представляет полковник Дакс (Кирк Дуглас), их командир, который в гражданской жизни является адвокатом по уголовным делам, хотя он опасается, что исход суда может быть предопределен.
Это бессердечное и холодное наблюдение философии военного времени, которое обостряет свои убеждения о тщетности войны темами коррупции в армейских иерархиях и злоупотребления властью. Однако фильм заканчивается на гораздо более гуманной ноте, когда молодая немка поет для комнаты, полной французских солдат, которые тронуты до слез. Среди бесчеловечной жестокости войны это момент общей человечности , который доказывает, что базовая способность к сочувствию и связи сохраняется.
____________________________
На Западном фронте без перемен / 'All Quiet on the Western Front' (1930)
Несмотря на то, что фильму почти 100 лет, «На Западном фронте без перемен» остается одним из величайших и самых пронзительных военных фильмов, когда-либо снятых. Адаптированный по полуавтобиографическому роману Эриха Марии Ремарка, фильм повествует о Пауле Боймере (Лью Эйрес) и его одноклассниках, соблазненных обещанием славы и приключений, которые записываются на войну в Первой мировой войне. Группа сталкивается с разочарованием, когда они попадают на передовую и сталкиваются с бескомпромиссной жестокостью боя в окопах.
Финал фильма безупречно мрачный: Пол, опустошенный недавней смертью друга, на мгновение заворожён красотой бабочки, парящей прямо за его укреплением, и пытается протянуть руку, чтобы схватить её, но его подстреливает вражеский снайпер. Завершая прибытие Пола и его одноклассников на Западный фронт, наложенное на кадры кладбища ветеранов, «На Западном фронте без перемен» завершается на мрачной ноте невинности и опустошения, что сделало его одним из самых сильных фильмов в этом жанре.